В новосибирском поселке Колывань сказали «нет» небоскребам
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Строить высотные, да и даже просто высокие, здания теперь запрещено местным законом. Сделано это для защиты архитектурных памятников.
Репортаж корреспондента Пятого канала Лейлы Ахмедовой.
Этот собор, построенный в конце девятнадцатого века, сегодня мог бы выглядеть по-другому. В шестидесятых с него сняли купола, переделали в кинотеатр, а потом и вовсе разрушили. Храму Александра Невского тоже понадобилась масштабная реконструкция — после нескольких лет запустения. Старинным зданиям в Колывани такое больше не грозит. Постановление правительства области берет под охрану не только сами памятники архитектуры, но и все, что находится вокруг.
Основные параметры — это высота (новые дома не должны быть выше старых, а большинство из них — двух- или одноэтажные), материалы (в историческом центре Колывани преобладают дерево и кирпич, поэтому никакого сайдинга и сибита). Те здания, что требованиям не соответствуют, заставят переделать или разобрать вообще.
Чтобы не нарушать ландшафт, канализационную яму в Колывани маскируют под колодец; пивной магазин называют «купеческим двором». Владельцы частных домов — тоже сами себе не хозяева: распоряжаться собственностью в полной мере им запретил закон. Например, ставить пластиковые окна — нельзя. Обшивка сайдингом — повод для судебного разбирательства. Прецеденты уже есть.
Колывань — это поселок в пятидесяти километрах от Новосибирска. Здесь когда-то проходил Сибирский тракт. Благодаря гужевой дороге небольшой острог превратился в крупный торговый центр. Однажды Колывань даже назначали центром Томской губернии — огромной территории, объединявшей нынешние Алтайский край, Кемеровскую область, часть Казахстана. В краеведческом музее сохранилась копия плана города, подписанного Николаем II в конце девятнадцатого века.
С тех пор Колывань мало изменилась. Богатое архитектурное наследие теперь здесь защищают, как и в европейских городах. Небоскребы поселку в ближайшем будущем не грозят, — считает Святозар Дарнев. Свой «Охтацентр» здесь — разве что вот эта пятиэтажка на окраине.
В Колывани испугались «брюсселизации» — хаотичной застройки, при которой город меняется до неузнаваемости и, как правило, не в лучшую сторону. Явление, которое чуть не погубило бельгийскую столицу — её название и взяли в основу термина. Симптомы «брюсселизации» сегодня можно найти, пожалуй, в каждом мегаполисе. Вот, например, столица Сибири: эта первая в Новосибирске высотка вышла явно комом.