Ливия отмечает первую годовщину революции
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Ливии сегодня неспокойно - кругом стрельба, толпы людей на улицах. Так страна отмечает первую годовщину революции. В этот день гнева, как его называют, началось восстание против Муамарра Каддафи.
У журналистов, которые находятся на улицах Бенгази, ощущение, что радуются ливийцы лишь бы не задумываться, чего добились. Цель достигнута, бессменный лидер убит. Но кому от этого стало лучше? Кто действительно в выигрыше? – разбирался наш корреспондент Виталий Втулкин:
Через секунды чья-то рука нажмет на курок, и, казалось бы, бессменный правитель Ливии, все-таки у власти он был 42 года, полковник Каддафи будет убит. Дальше - что-то вообще бесчеловечное: в морозилке одного из торговых центров повстанцы устроят экскурсии. Посмотреть, и, что самое циничное, сфотографироваться рядом с мертвым лидером Джамахирии выстраиваются очереди.
Сегодня ночью на улицах ливийской столицы, Триполи, было неспокойно. Шумно и весело, размахивая флагами, со стрельбой в воздух, те, кто называют себя революционерами, отмечали годовщину, по сути, собой же организованного государственного переворота. Который начался во втором по величине городе страны, Бенгази, когда оппозиция вышла на, так называемый, день гнева.
Чего добились ливийцы, точнее, часть ливийцев - ведь в республике никогда не прекращалась борьба этнических кланов, а, сейчас многие эксперты открыто говорят о войне племен, которая разгорается после свержения, как, по крайней мере, его представляли западные политики диктаторского режима, - непонятно. Вот, казалось бы, чего им не хватало? Зарплата медсестры, например, 1000 долларов, новобрачным - 64 тысячи в подарок от государства, на свое жилье, за каждого ребенка - еще по 7 тысяч. А теперь про социальные льготы можно забыть. Страна, уверены политологи, на пороге гражданской войны.
Другой вопрос: как это было? Те же политологи, в голос утверждают, почти как в появившейся недавно поговорке: "у вас еще нет демократии, тогда мы летим к вам". Мы, в смысле, американцы. А в случае с Ливией - не они одни. Помогли и в ООН, своими осуждающими Каддафи резолюциями, и в Старом Свете желающих посодействовать ликвидации полковника нашлось много. На этот счет в Интернете появилось немало сюжетов. Вот этот, под названием "Сражайся, Муаммар", после смерти Каддафи быстро вырвался в топ.
В мятежное время такая картинка облетела все телеканалы: джипы, оснащенные пулеметами, палят по невидимой цели, а в Бенгази и Мисурате, которые, порой, в течение дня переходили из рук в руки то преданных Каддафи военных, то повстанцев, уличные бои.
Сам Каддафи, конечно, прекрасно понимая, чем это может закончиться, вел себя бесстрашно. Разъезжал после бомбардировок по улицам, со стен своей обстрелянной и частично разбомбленной резиденции кричал все, что думает об иностранном вторжении. А на местном телевидении, с подачи полковника, разумеется, ведущие новостей выходили в эфир с оружием. Жизнь Каддафи оборвалась вот здесь, возле бетонного коллектора на окраине родного для ливийского правителя города Сирт.
Если посмотреть, что происходит сейчас в стране, с одной стороны - ликование на улицах, автоматные салюты, в общем, атмосфера праздника, а с другой - безвластие, и беззаконие. Чего стоит хотя бы устроенный расовый геноцид - всех темнокожих Переходный Совет, высший орган управления страной, автоматически приравнял к наемникам свергнутого режима. Тысячи людей, опасаясь расправы, бежали в соседний Нигер. Едва ли это та самая демократия. Зато доступ к ресурсам, нефти прежде всего, которой в Ливии много, в условиях внутренней неразберихи открыт для всех заинтересованных сторон.