Турция прервала военное и политическое сотрудничество с Францией в ответ на принятый накануне закон о геноциде
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Документ вводит уголовную ответственность за отрицание исторического факта — геноцида армян в 1915-м году в Османской империи. Турецкая община Франции целый день митинговала у здания национального собрания в Париже.
Репортаж корреспондента Пятого канала Юлии Сеферинкиной.
У здания национального собрания в Париже митинговать начали с утра, когда еще не было известно итогов голосования. Законопроект, вводящий уголовную ответственность за отрицание геноцида армян, разозлил турецкое население Франции. Люди вышли на улицы с национальными флагами и транспарантами, на которых написано «Перестаньте вешать ярлыки на турецкую общину».
Ахмед Челик, протестующий: «Я не понимаю, что они против нас имеют. Армянскому вопросу уже почти сто лет. Это просто создаёт напряжение и больше ничего».
Новый законопроект вводит уголовные санкции — год тюрьмы или серьёзный штраф — 45 тысяч евро. При этом речь идёт только о факте, официально признанном Францией геноцидом. То есть о массовых убийствах армян в османской империи в 1915-м году.
Реакция турецкой стороны была ясна ещё за несколько дней до голосования. Там категорически отказываются называть события начала 20 века геноциом и предлагают оставить эту тему историкам. Франция со своей стороны заявляет, что сегодняшнее решение касается внутренних законов страны, не направлено против Турции, которая даже не упоминается в документе. Автора закона Валери Бойер удивляет недальновидность тех, кто вмешивается в демократический процесс принятия законов.
Валерии Бойер, депутат Франции, автор законопроекта о геноциде армян: «Франция основывает свои законы на европейском праве. Поэтому угрозы Турции, которая стучится в двери Европы, кажутся парадоксальными. Тем более, что эта страна угрожает нам экономическими санкциями и прекращением международных договоров».
Франция настаивает на суверенитете ассамблеи. Однако в Турции уже начали предпринимать конкретные шаги. Из Парижа отозвали посла, с формулировкой — «для консультаций». Премьер-министр заявил, что считает происходящее во французском парламенте не чем иным, как попыткой завоевать электорат. Это, пожалуй, тот случай, когда официальные власти и обыкновенные люди неожиданно оказались по одну сторону баррикады.
Эмма Топчу, протестующая: «Мы защищаем наше право на свободу слова и волеизъявления. Мы считаем, что совершенно неприемлемо сажать нас на год в тюрьму и штрафовать за наши убеждения».
Большое количество вопросов вызывает у турецкой стороны форма проведения голосования. Законопроект был принят вовсе не единодушно, и голосовала лишь малая часть парламентариев. Пока абсолютно довольными в этой ситуации оказались только армяне, живущие во Франции. Они называют это событие оправданным и защищающим интересы европейского общества, невзирая даже на возможный разрыв французско-турецких отношений.
Крикор Изикян, потомок жертв геноцида армян: «Я чувствую огромное удовлетворение. Потому что наши бабушки и дедушки не лгали. Они действительно подверглись геноциду. Ккто-то выжил, остальные погибли».
Законопроект, который сегодня одобрила нижняя палата, где царствует партия Саркози, теперь отправится на согласование в Сенат, где председательствуют социалисты. Правящее большинство надеется, что при поддержке левой оппозиции закон удастся провести до весны 2012-м года.