Сегодня профессиональный юбилей особой службы - чекистов
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Сегодня праздник у людей особенной профессии. О них практически никто не знает. Зато они - знают многое. Потому что эти люди обеспечивают государственную безопасность. Официально день сотрудника ФСБ отмечают с 95-го года.
Но сами они называют свой праздник по прежнему - День чекиста. Наш корреспондент Дмитрий Пищухин поехал на интервью, но чуть не попал на допрос.
Правду говорят - чекистов бывших не бывает, а потому даже из уст ветерана контрразведки эти знакомые всем по фильмам и книгам вопросы звучат немного тревожно. Но сегодня Владимир Егерев не пугает, а наоборот: пытается рассеять мифы вокруг самой закрытой службы страны.
Владимир Егоров, председатель общественной организации чекистов-ветеранов: «Пальцы папиросами никто не прижигал - это был 73 год такого и в помине не было - накричать даже было не реально. Никто этого не делал».
Чекист Егерев до сих пор в обиде на писателя Солженицина - это у него в рассказе "Бодался теленок с дубом" описаны подобные пытки, а ведь ничего подобного не было. Профессионалы всегда обходились без насилия - доброе слово, иной раз, страшнее пистолета. Хотя - было всякое.
Комиссия, созданная Львом Троцким в 17-м году, хоть и называлась чрезвычайной, состояла на первых порах всего из 26 человек. В условиях Гражданской войны и разрухи ВЧК оказалась одной из наиболее эффективных организаций - именно чекисты занимались наведением порядка. И диверсантов ловили, и инакомыслящих, и бандитов. А попутно - восстановили строительство железных дорог, и даже о беспризорниках заботились.
Угол улицы Гороховой и Адмиралтейского проспекта - самое сердце города. Это первый адрес Всероссийской чрезвычайной комиссии - знаменитого "ЧК". Отсюда начинается история органов государственной безопасности. За 90 лет как эту службу только не называли, но сегодня каждый ее сотрудник будет отмечать "День чекиста".
Ювелир Андрей Ананов никогда не забудет, как закусывал борщ бриллиантами. Тридцать лет назад незаконная ювелирная работа была государственным преступлением. Студент театрального института решил "подхалтурить" - украсить часы драгоценными камнями. Могли посадить и надолго. Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы спецслужбы вели дело формально.
Андрей Ананов, ювелир: «Большое спасибо господа, что вы поняли, с кем имели дело, что я не был ни спекулянтом, ни антикварщиком, скупавшим у бабушек фамильные драгоценности за бесценок».
Ветеран спецслужб Владимир Егерев сетует: «О большинстве раскрытых дел до сих пор никто не знает. Такова специфика работы - почти на каждом документе даже сегодня, почти сто лет спустя, гриф секретности».
Вот одна из немногих рассекреченных операций: летом этого года сотрудники ФСБ обнаружили в Новгородской области целый завод по производству синтетических наркотиков. Но поражали даже не объемы партий - преступники могли продавать до полутора тонн метадона в год, а невероятная мобильность комплекса - наркотики могли производить в прицепе грузовика, скажем, по дороге между Москвой и Петербургом.
Дмитрий Кочетков, руководитель пресс-службы УФСБ по СПБ и ЛО: «Весь производственный цикл осуществлялся в одном месте - с высокой конспиративностью и высокой мобильностью. Лаборатория могла быть перемещена в другой конец области, в любой субъект федерации, легко могла начать свою деятельность практически с колес».
А еще благодаря работе контрразведки были сохранены многие культурные ценности, составляющие национальное достояние России. Эрмитаж вновь увидел украденную Египетскую чашу. А в Русский музей возвращены рисунки художника Филонова. Эти два уникальных случая в свое время даже легли в основу сериала "Агент национальной безопасности".
Сегодня спецслужбы сосредоточены, в основном, на борьбе с терроризмом и экстремизмом. Девяносто четыре года назад, когда создавалась ВЧК - это называлось противостоянием "саботажу и контрреволюции". Цели злоумышленников за эти годы не поменялись, зато методы борьбы стали гораздо эффективнее.