22 ноября — юбилей «Дороги жизни»
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В этот день 70 лет назад на лёд Ладожского озера вышли первые полуторки с мукой и боеприпасами. Трасса связала осажденный Ленинград с Большой землей. Городу предстояло пережить первую голодную зиму 1941-го года. А всего, за почти три года блокады по дороге жизни в Ленинград доставили больше полутора миллионов тонн грузов.
Репортаж корреспондента Пятого канала Константина Рожкова.
В первые месяцы блокады, казалось, что все обречены. Гитлер поставил цель стереть Ленинград с лица земли и уничтожить всех его жителей. Жестокий план мог сработать — город был ведь окружен. Но советские войска из последних сил зацепились за узкий коридор, ведущий к Ладожском озеру. Этого клочка земли хватило, чтобы спасти миллионы людей.
В то время Ладожское озеро практически не судоходное. До войны его особо не использовали. А здесь надо наладить снабжение огромного советского мегаполиса. Как это сделать? — ведь баржи не могут просто причалить к берегу им нужны пристани. Их начинают строить за считанные недели. Первые грузы в блокадный Ленинград успеют доставить еще по воде. А в середине ноября озеро покрывается коркой льда. Зима в 41-ом наступила гораздо раньше, чем сейчас. Ладога замерзает, а на «Дороге жизни» все продолжает кипеть.
Сначала баржи, а потом и грузовики снабжали город едой и оружием. Дорога жизни уже не одна, их много — по льду проложили десятки маршрутов. За оживленным движением следили регулировщики. Но чтобы обеспечить город — даже этого мало. К тому же каждый 4-ый грузовик до берега не доезжал.
Ладожское озеро до сих пор остается кладбищем грузовых машин. На поверхность подняли лишь малу часть. Те, экспонаты, что хорошо сохранились, сейчас в музеях.
«Газ-АА» или «полуторка» — во время войны основной советский грузовик. На дороге жизни он часто становился легкой добычей немецких летчиков. Чтобы выжить в бомбежках водители даже в мороз не закрывали двери кабины.
Но уйти под воду грузовик мог и без помощи вражеской авиации. Из-за плотного потока машин, лёд сам начинал трескаться.
Лариса Мичурина была 8-летней девочкой, когда вместе с мамой их стали эвакуировать через озеро. Всю дорогу их «полуторка» то проваливалась под лёд, то выкарабкивалась обратно.
Сейчас «Дорогой жизни» официально названа современная трасса, ведущая из Санкт-Петербурга к берегу озера. Здесь она упирается в монумент — «Разорванное кольцо». Скульптор Константин Симун, которого ещё ребенком увезли из блокадного Ленинграда, в 66-м году придумал эту композицию, которая с тех пор символизирует ладожский подвиг.
За почти три года блокады по дороге жизни в Ленинград доставили больше полутора миллионов тонн грузов. Из города были эвакуированы свыше одного миллиона жителей. Они и те, кто сумел спастись, не умерев от голода, действительно обязаны это дороге жизнью.