Почему разбился ЯК-42? Оглашены окончательные выводы о трагедии
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Сегодня Межгосударственный авиационный комитет назвал причины самой страшной катастрофы последнего времени - крушения ЯК-42, когда погибла хоккейная команда "Локомотив". Результатов расследования ждали не только в России. В самолёте находились ведущие игроки национальных сборных из разных стран.
Из десятков рабочих версий специалисты МАК оставили только те, которые нашли документальное подтверждение. Всё, что можно было, эксперты разложили по секундам, по буквам, по молекулам. И только так предположения срослись в факты. О достоверном в трагедии под Ярославлем расскажет наш корреспондент Виталий Втулкин.
Последний разбег этого борта по ярославской взлётке, специалисты разобрали по секундам. И нашли причину: тот самый, пресловутый человеческий фактор, а не плохая погода, или отказ техники. В этом эксперты уверенны абсолютно, после десятков проведенных исследований. Изучали, буквально, все: данные наземных средств контроля, расшифровку черных ящиков, сколько и какого качества керосин был в баках. Даже, состоялся рискованный эксперимент: на таком же самолете несколько раз пробовали взлететь, когда на приборах были те же цифры, что и у рухнувшего ЯК-42. Вывод получился один - ошибочные действия экипажа.
Другой вопрос - почему экипаж, в котором за плечами командира и второго пилота тысячи часов налета, совершил роковую ошибку. Известно, кстати, что 2-й номер за штурвалом, по сути, был первым - опыта у него в разы больше. Только вот выяснилось, что и тот и другой большую часть жизни управляли другим типом самолета - ЯК-40. А у него, по сравнению с 42-й моделью, есть одно принципиальное конструктивное отличие. Расположение так называемых тормозных площадок. То есть, кто-то из двоих мог случайно вызвать торможение, просто, поставив ноги на педали, как говорится, на автомате, как в более привычной для себя кабине ЯК-40. Довести до автоматизма управление 42-м, показало расследование, авиакомпания времени не дала.
Медицинское исследование выявило и другой, возможно, напрямую сопутствующий трагедии фактор. 2-й пилот, начиная с 2000-го года, наблюдался у невролога. Поставленный диагноз - полинейропатический синдром. Это значит, нарушение координации ног, и контроля за их положением в пространстве. Для летчиков - это не редкость, своего рода, профзаболевание. Для лечения были назначены сильнодействующие препараты, с не менее сильным побочным действием.
Но в том, из-за кого именно: все-таки, второго пилота, или, командира, а может, и обоих сразу, когда ЯК-42 пошёл на взлёт одновременно сработала тормозная система, ответа сегодня не прозвучало - ни от экспертов технической комиссии - те сказали, называть имена не в их компетенции, ни от следствия.
В катастрофе под Ярославлем чудом, по другому и не скажешь, выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Погибли 44 человека - остальной экипаж, и хоккейный "Локомотив" в полном составе. В то, что за этими жизнями - ошибка пилотов, которых сегодня технические эксперты официально назвали главными виновниками трагедии, друзья и родственники Андрея Соломенцева и Игоря Жевелова верить отказываются. И собираются добиваться продолжения расследования, с привлечением независимых специалистов.