Не до жиру: рынок ОСАГО могут спасти б/у-шные запчасти

456 0

Рынок ОСАГО могут спасти б/у-шные запчасти

Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / Зураб Джавахадзе; 5-tv.ru

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Но кто будет следить за качеством деталей? Предполагается, что автосервисы должны дать свою гарантию.

Использовать старые, но восстановленные запчасти при ремонте авто страховщикам хотят разрешить законодатели. Делать это можно и сейчас, но только с согласия владельца. Теперь же такое согласие не потребуется. Альтернатива, говорят эксперты, резкое подорожание и без того недешевого ОСАГО. К этому не готовы миллионы автомобилистов. Во сколько теперь обойдется полис гражданской ответственности, знает Анатолий Харитонов.

«В этом году я еще не платил за ОСАГО. С помощью смартфона и приложения или сайта можно рассчитать и посмотреть примерную стоимость. Для меня в настоящий момент стоимость ОСАГО составляет 7100 рублей. Это дороже на тысячу рублей по сравнению с прошлым годом», — признается автовладелец Александр Кашталинский.

И это при безупречной авторепутации! Александр за рулем 17 лет. Для тех, кто только-только получил права: и 18-20 тысяч не предел. В сентябре 2022-го границы базового тарифа расширили в обе стороны на 26%. Ценовая вилка для опытного водителя без богатой истории ДТП теперь от полутора тысяч рублей до семи с половиной.

Рост цен на ОСАГО специалисты объясняют несколькими факторами, один из них — лимиты возмещения вреда здоровью. Предполагается, что они вырастут в этом году в четыре раза — до двух миллионов рублей. Правда, пока до конца не ясно как это повлияет на стоимость полиса. Еще одна причина — увеличение числа подделок.

«Сейчас есть в стране регионы в которых до 50% полисов — липовые. Страховые компании не получают те деньги, которые должны были бы получать. А дальше, когда мы попадаем в страховые случаи, особенно в условиях прямого возмещения, тогда возникает ситуация, что у страховых компаний просто нет тех денег, которые требуются на возмещение», — поясняет эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения при правительстве РФ Дмитрий Попов.

Сейчас около 70% страховой выплаты уходит на запчасти. Здесь и кроется основная причина роста цен.

«Какое-нибудь стекло на мерседес стоило 70 тысяч рублей, и вот через месяц его предлагали уже за 350 тысяч. Цены на запчасти взлетели очень резко. При этом страховой рынок ОСАГО — он был выровнен на уровень стоимости запчастей предыдущих», — добавляет председатель комитета автострахования «Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Александр Баклушин.

Выросла не только стоимость запчастей, но и сроки доставки. Путь от тех же европейских производителей, теперь лежит через Казахстан или Турцию и может занять до нескольких месяцев. Неудивительно, что использование б/у деталей становится все популярнее.

«С момента создания закона об ОСАГО там присутствовал пункт, по которому при согласовании с клиентом, использование б/у запчастей допустимо. Клиент должен дать свое подтверждение и тогда автосервис имел право использовать такую запчасть», — говорит член правления «Союза автосервисов» Илья Плисов.

По тому же закону автовладелец может выбрать либо прямое возмещение — то есть деньги, либо ремонт. В нынешних условиях предпочтительней второй вариант, ведь фиксированная выплата не покроет стоимость новой детали. При этом согласие на установку б/у запчастей водитель может и не дать. А у страховой есть только 30 дней, чтобы все-таки найти новую деталь и провести ремонт, иначе — неустойка. Суды уже завалены подобными исками от автовладельцев.

«Он должен получить и сумму новой детали и неустойку, поскольку компания не смогла выполнить свои обязательства. И между прочим обязательства по срокам гораздо хуже, потому что на сегодняшний день запчасть можно ждать два-три месяца — это точно не вписывается в закон, который писался в недефицитный момент. Десять лет назад было все легче», — добавляет Плисов.

Уже готовится законопроект, по которому согласие водителя на б/у детали больше не потребуется. То есть если в автосервисе не будет новых запчастей — по ОСАГО используют старые, но восстановленные. На изменениях в действующем законе настаивают страховщики.

«Здесь, по всей видимости, регулятор идет по пути: если страховщиков обязать восстанавливать только новыми деталями, то нужно очень существенно изменить среднюю стоимость ОСАГО», — считает Баклушин.

Но кто будет следить за качеством деталей? Предполагается, что автосервисы должны дать свою гарантию. В страховых компаниях, помимо прочего, предлагают увеличить допустимые сроки ремонта автомобиля — до 60 дней. Или исключить из расчета время на поставку запчастей. В целом, как говорят эксперты, новая система логистики пусть и не так быстро, как хотелось бы, но начинает работать. Дефицит постепенно падает, цены приходят в норму. А значит и ОСАГО подорожает, но не так кардинально, как в 2022 году.


Новости партнеров


Новости СМИ2