Хабенский: «Нам сейчас нужно немножко тишины, немножко сосредоточенности»
Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / Екатерина Цветкова; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
О тишине в свое время говорил и великий советский артист Олег Ефремов, подчеркивая — в этот момент человек может окунуться в размышления о существовании и многое для себя понять.
Симбиоз танца, музыки и актерского слова накануне показал МХТ имени А. П. Чехова. В стенах легендарного московского театра прошел вечер памяти советского и российского актера театра и кино Олега Ефремова. 1 октября ему могло бы исполниться 95 лет.
«Мы оттолкнулись от слов Олега Николаевича, от его записей. Нам сейчас нужно немножко тишины, немножко сосредоточенности. Мы пытаемся именно эту мысль пронести. Не через весь спектакль, потому что он местами очень громкий. Но периодически об этом напоминать, что тишина внутренняя, прислушаться к себе, прислушаться друг к другу. Не суетиться, а попытаться разобраться в чем-то по сути. Вот, наверное, это тишина», — так описывает основной лейтмотив спектакля художественный руководитель театра и исполнитель главной роли Константин Хабенский.
Ефремов был удивительно непредсказуемым человеком, в котором уживалось многое. И друзьям в какой-то момент он казался одним, а на самом деле вдруг открывался с какой-то неизвестной стороны. Поставивший спектакль памяти народного артиста СССР режиссер Николай Скорик признается, несмотря на сорокалетнюю дружбу, Олег Николаевич смог снова удивить. Таким откровением стали его стихи, которые раньше не были известны ни друзьям, ни широкой публике. К слову, они совершенно разные по стилю и содержанию — от ветреных и хулиганских, которые были созданы в юности до глубоких и философских. Но в каждом из них отчетливо виден бунтарский дух Олега Ефремова.
«Здесь хотелось подойти с какой-то совершенно нам неизвестной стороны. Это определило и, во-первых, состав участников, и Полунин, и Коробейников, и Хабенский — они все артисты. Настоящие. В таком высоком смысле этого слова. Все равно они остаются артисты. В этом залог, что это будет вечер, через какие-то актерские связи будет открываться Ефремов», — подчеркивает Скорик.
Во время подготовки к спектаклю Николай Скорик внимательно изучил архивы друга, создав для зрителя глубокий и философский образ Олега Ефремова через его мысли, стихи, воспоминания из личного дневника. Каким видел мир вокруг себя противоречивый актер. Бывали периоды, когда он искренне не терпел театр, а в итоге остался вписанным в него золотыми буквами. В различных интервью друзья признавались, что Ефремов был похож на одинокого волка, бегущего по степи.
Как вспоминает Скорик, в конце жизни, уже будучи больным, но очень светлым человеком актер говорил, что музыка и поэзия — это то, что формирует человека. Именно две эти составляющие в исполнении Константина Хабенского и Андрея Коробейникова, дополненные пластичным танцем Сергея Полунина и отразили на сцене всю глубину размышлений легенды «Современника». Обрамлением стала музыка Шостаковаича, Скрябина, Цфасмана, а также колокольный перезвон, напоминающий о последней роли Олега Николаевича Борисе Годунове. Скорик признался, что Ефремов был ею крайне недоволен, хотел переделать, но не успел.
«Трио. Рассказывая о Ефремове, о ситуации вокруг Ефремова. Это не новаторство. Но мне показалось, что в подобных вечерах нечасто такое происходит. Такой симбиоз. Мы попытались какие-то вещи отдать зрителю понимание атмосферы, эмоций нетекстовое», — отмечает Хабенский.
И атмосфера в зале была… Каждый открыл для себя что-то свое в творчестве человека, который создал огромный театральный мир, а также подарил несколько поколений замечательных актеров.
«Идеальный ефремовский артист такой, как прописано у Станиславского. Он должен быть дисциплинированным, всесторонне обогащенным в культурном плане, должен слышать время, понимать и быть живым человеком. Для Олега Николаевича было важно видеть на сцене личность, а не образчик роли», — рассказал о мастере один из его последних учеников актер МХТ имени Чехова Павел Ващилин.
Именно такой личностью и был сам Олег Ефремов, память о котором несут другим поколениям его ученики, дети, внуки и коллеги.