«Для нас он был батя!» — Пускепалис стал воплощением настоящего русского мужчины
После гибели Сергея Пускепалиса стало известно о его огромной помощи в Донбассе
Фото, видео: © РИА Новости / Владимир Федоренко
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В жизни он никогда не противоречил созданным им образам в кино. Помогал тихо, не на камеры. Так, как и принято делать добрые дела.
Потребность в нормальных моральных ориентирах в такое бурное время, как сейчас, ощущается особенно остро. Тем более, когда достойные быть примером внезапно уходят. Я говорю про Сергея Пускепалиса.
Нелепая авария оборвала его жизнь на трассе между Ярославлем и Москвой. Он торопился отправить ополченцам Донбасса гуманитарную помощь и автомобиль, в нем и погиб. Пускепалис в жизни, не противоречил созданным им образам. Такой, обычный русский «мужик». Небритый, с неидеальной фигурой, не выпячивающий себя и свои дела. Но со стержнем, с характером. Который делал то, что считал правильным, даже если коллеги по театральной тусовке крутили пальцем у виска. Анна Воропай поговорила с теми, кому Пускепалис торопился передать ценный груз.
От Ярославля до Донбасса — больше тысячи километров. Через блокпосты, по обстреливаемым дорогам. Так Сергей Пускепалис ездил много раз. Это видео с одной из недавних поездок он отправил бойцам. Как подтверждение — помощь в пути.
«Деки, все мы выдвинулись, едем к тебе. Сейчас видос перешлем. Смотри, красота какая».
Списанный инкассаторский фургон, забитый гуманитаркой, Сергей Пускепалис тоже собирался передать на фронт. Только после автокатастрофы многие узнали: автомобиль был не первым в длинном списке подарков.
«Все загрузили, все четко».
Эту «буханку» Сергею Пускепалису подарили на юбилей несколько лет назад. А он отдал ее тем, кому машина нужнее — группе добровольцев из Сербии Деяна Берича.
«Лебедочка, все есть, сейчас начинаем двигаться в сторону Донецка».
«Есть люди, которые просто переживают за то, что происходит на Донбассе, есть, которые болеют. Он страдал от этого. Он приезжал, плакал, он не стеснялся своих слез. Вот это за мужиков так», — признается ополченец Деян Берич.
Возил термобелье, квадрокоптеры. Спрашивал, что конкретно нужно, и обязательно доставлял сам. Помогал тихо, не накамеры. Так, как и принято делать добрые дела.
«Он частенько заезжал в Амвросиевский реабилитационный центр. Он просто сидел, общался с ребятами. Он никогда не приезжал с пустыми руками», — рассказывает пациент Амвросиевского реабилитационного центра в ДНР Максим.
«Он ехал и четко знал, что нужно бойцам. Он привез, начиная от памперсов и заканчивая медикаментами», — говорит главврач Амвросиевского реабилитационного центра в ДНР Эдуард Белецкий.
В ярославском театре, где служил Сергей Пускепалис, работа на грани срыва.
«Для нас он был батя. Комбат, то есть мы, когда ездили в Донецк, мы назвали свою группу Донецкий батальон, он назвал его так», — рассказывает актер Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова Константин Силаков.
О том, как в первый раз театр поехал на гастроли в Донбасс, Сергей Пускепалис снял фильм. Который точно не покажут на Западе и не номинируют на престижную международную премию. Ведь он про то, что русские своих не бросают…
«Едем туда только с позитивом, для того, чтобы действительно доставить праздник», — наставлял актеров худрук.
«Донецк-Батюшка. Мы ехали с трех часов ночи до семи вечера».
«Граница. Никогда не думали, что между нами будет граница. Она есть. Но это явление временное».
Эта надпись сейчас звучит пророчески. Сергей Пускепалис так и не узнал, что в день автокатастрофы главы республик обратятся с просьбой о присоединении. Он разбился в 11-ть, не дожив всего четыре часа до исполнения мечты, ради которой проводил отпуск не на море, а на Донбассе.
«Мы сюда приехали, только исходя из позыва нашего сердца. Мы все в первом русском театре осознали единство нашей общности, нашей русской культуры. Которую многие, наверное, хотят перевернуть, сделать не такой, какая она на самом деле. Но это им никогда и нифига не удастся», — признавался в интервью актер, режиссер, художественный руководитель Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова Сергей Пускепалис.
Сергей Пускепалис стал первым российским худруком, который организовал гастроли в ДНР и ЛНР. Вот на афише в Ярославле подчеркивается — премьера состоялась в Донецке и Горловке. Тогда актеры еще не знали — труппу он вывез за свой счет. С тех пор он еще не раз оплачивал проезд, гостиницу, суточные. С жителей постоянно обстреливаемых городов денег за билеты, разумеется, не брал.
«Это тоже наша война. Мы не умеем стрелять, вот мы можем, вот то, что мы можем. Поэтому поучаствовать в этом, мне кажется, это гордость. Спасибо ему за это», — благодарит актер Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова Михаил Емельянов.
«Ты понимаешь, насколько ты, может быть, даже недостоин того внимания, которое тебе там проявляют люди, которые в тебе видят олицетворение русского мира. Становишься лучше. Такая очень хорошая жизненная школа», — говорил Пускепалис.
Он знал одно — Донбасс проявляет суть людей. И сам понял в этой жизни простую истину про место и человека.
«Он, говорит, слушай, у меня много времени было, я много читал и много сидел. Айрат, хочешь, я тебе скажу одну вещь? Я навсегда хочу здесь связать свою жизнь с Волковским театром, я хочу здесь осесть. Понятно, что мне предложений было, наверное, и будет дальше много. И в том числе из Москвы. Я решил остаться здесь», — рассказывает первый заместитель худрука — директора МХТ им. А. П. Чехова Айрат Тухватулин.
Глубинка, кажется, хранила настоящего мужчину. Он родился в Курске, рос на Камчатке, поступал в театральный кружок в Железноводске, работал в Саратове. В столицу на съемки одного из последних фильмов из Ярославля приезжал по ночам. Так снимали фильм «Хронос». Ленту по мотивам рассказа Кира Булычева о звонке сквозь время — из сытой благополучной современной Москвы в далекое трагичное прошлое.
«Вы почему не на фронте?»
«Нина, а какой сейчас год?»
«1942-й», — звучит диалог в картине.
«Он всегда говорил, что такое кино — оно важно. Показать все тяготы того времени, без всяких лозунгов, без транспарантов, а просто проходить через душу», — рассказывает продюсер фильма «Хронос» Дмитрий Белосохов.
За эту работу Сергей Пускепалис не взял денег… Он любил сниматься в фильмах про войну и часто делал это бесплатно.
«Ребят, давайте поблагодарим Сергея. Закончил у нас сниматься. Ты — сила!»
Он жил в другой системе координат. Эта панельная девятиэтажка — его дом в Железноводске. Здесь жили его родители. И здесь же, на малой родине — прошли его похороны.
«Он не оставлял ни единого подразделения нашего. Ни специального назначения, ни оперативных воинских частей. В душе наших всех воинов он останется навечно жив. Как все наши солдаты погибшие, так и он, попадет именно в ряды навечно зачисленных в списки Росгвардии», — говорит заместитель командующего Северо-Кавказским округом войск Национальной гвардии Российской Федерации, генерал-майор Михаил Романов.
«Мы будем всегда помнить его как патриота, как человека, который сделал для России и для этого великолепного театра все!» — подчеркивает актер Алексей Дмитриев.
На месте гибели Сергея Пускепалиса развевается российский флаг. И проезжая мимо, люди останавливаются, чтобы почтить память настоящего патриота.