Гениальный и неповторимый: чем запомнится режиссер Жан-Люк Годар

1 451 0

Звезды скорбят в связи с кончиной режиссера Жан-Люка Годара

Фото, видео: AP / TASS; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

С кем проще было работать мастеру? Кто был первой любовью творца?

Великий режиссер, стоявший у истоков так называемой новой волны, которая навсегда изменила мировое кино, скончался на 92-м году жизни. За свою карьеру Жан-Люк Годар снял 130 фильмов. Его полнометражный дебют — культовая картина на «Последнем дыхании» — совершила настоящую революцию в кинематографе и явила миру новую звезду — Жан-Поля Бельмондо. Страницы жизни великого мастера вспоминает кинокритик Николай Никулин.

Непростая судьба

«Кинематограф был для него трибуной, за которую он вставал в самых разных ролях — и будучи кинокритиком, и будучи общественным деятелем, и будучи, разумеется, автором новаторских картин. В биографическом фильме Мишеля Хазанавичуса „Молодой Годар“, вышедшим год назад, без патетики и ложного пристрастия продемонстрирован это стиль жизни», — заметил Никитин.

Кино в некотором роде было его средой обитания. В сущности, и студенческая революция 1968 года для Годара — это не только бунт, который он охотно поддержал, но и событие художественного размаха. Не зря он выходил на демонстрацию, поднимая вверх красный флаг, как это делали матросы в фильме «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна.

Годар был бунтарем везде: и когда писал манифесты в знаменитый киноведческий журнал Les Cahiers du cinéma, и когда создавал ни на что не похожее кино, словно протестуя против утвердившегося голливудского стиля.

О работе с легендой мирового кино вспоминала актриса Изабель Юппер.

«Когда перед съемками фильма „Спасай кто может свою жизнь“ я спросила его о своем персонаже, он уверенно ответил, что она должна стать олицетворением страдания. Это то, что нужно любому актеру — режиссерские разъяснения делают образ полноценным», — сказала она.

В первом же своем полнометражном фильме «На последнем дыхании» (1960) он пренебрег законами жанра. Картина о Мишеле Пуакаре, похитителе автомобилей, должна была стать гангстерским нуаром, а оказалась пародией на него.

«Не понимаю, зачем люди пишут сценарии», — разводил руками новоявленный режиссер.

У него и без сценариев актеры находили нужные слова и нужные жесты — недаром многие из них становились впоследствии звездами — например, Жан-Поль Бельмондо или Анна Карина, вдобавок вышедшая замуж за Годара.

«Он предложил мне в первый раз маленькую роль в фильме «На последнем дыхании», и для нее я должна была раздеться. Я сказала: «Нет, мсье, я не буду раздеваться». Он ответил: «Но мадемуазель, я видел вас в рекламе, где вы лежали в ванне с пеной и были обнажены». Я сказала: «Я была обнажена лишь в вашем воображении, потому что была в пене по шею», — поделилась переживаниями Карина.

Без Карины многие ленты режиссера лишились бы «души» — ну кто бы еще согласился пробежаться по Лувру в компании странных молодых кавалеров, как это сделала она в «Банде аутсайдеров» (1964)? Ну разве что Ева Грин в «Мечтателях» (2003), и то исключительно в подражательных целях — тем самым она вместе с режиссером ленты Бернардо Бертолуччи выразила свое почтение Годару.

«Право на высказывание» — вот что было главным для французского режиссера. В кинематографе должны властвовать не деньги, а идеи. Этим принципом сегодня руководствуется мировое авторское кино. А первым его идеологом был Жан-Люк Годар, символ независимости и собственного стиля.

«В литературе много прошлого и мало будущего, но нет настоящего. А в кино есть только настоящее, и оно никогда не проходит мимо», — говорил он.