Варварский снос памятника Освободителям показал короткую память президента Латвии
Фото, видео: www.globallookpress.com / Виктор Лисицын; 5-tv.ru
Мемориал советским воинам раздражал латышских националистов с самого открытия в 1985 году. Его долго удавалось отстоять, но всему приходит конец.
В Латвии варварски уничтожили самый большой в Прибалтике мемориал советским воинам-освободителям. Он располагался в самом сердце Риге, в парке Победы.
Строили советские инженеры крепко. Так — что ломали монумент тяжелой техникой всю неделю: сначала статуи солдат, потом Родины-Матери. Самая крупная деталь — 79-метровая стела — рухнула последней.
Памятник с момента открытия в 1985-м раздражал латышских националистов. Его мазали краской, один раз даже подрывали. Но у воинов-осободителей были и защитники. Ведь в Латвии до сих пор примерно четверть населения страны — это русские. Несмотря на жесткую позицию властей, нашлись те, кто протестовал. С ними не церемонились — более двух десятков человек были оштрафованы.
Рига нервничает. В некоторых районах, например в Даугавпилсе, местные чиновники саботируют и не торопятся сносить советские памятники. А в Алсвикской волости монумент партизанам, подлежащий демонтажу, и вовсе пропал. Есть версия, что его спрятали от надругательств.
На эмоциях президент Латвии заявил, что пора вовсе «изолировать» нелояльную русскоязычную часть общества. Правда, пока так и не объяснил, как именно намерен это сделать.
Хотя пример изоляции отдельной части общества в Латвии он знает из истории своей семьи. Все родные его отца — Йонаса Левитса — сгинули в еврейских погромах, когда в Риге фашисты и коллаборационисты загоняли неправильных граждан в гетто. И вдруг такое заявление. А ведь президент Левитс — юрист. Был несколько сроков судьей, в том числе в Суде по правам человека. А сейчас он как будто соревнуется в русофобии с соседями.
Глава МИД Литвы предложил на границе спрашивать «чей Крым?» и в зависимости от ответа пускать или не пускать. Хорошая, идея, только не надо полумер. Надо эту систему распознавания распространить и на другие сферы — задавать вопрос «чей Крым?», например, на газораспределительных станциях. Правильный ответ — и голубое топливо идет дальше по трубе в Европу. До следующей станции. И так по цепочке. Глядишь, за зиму русофобы и переведутся.