Болонскую систему отменим, но что взамен? Каким будет высшее образование в России
Фото, видео: 5-tv.ru
Принятое почти 20 лет назад решение об отказе от советской системы высшей школы не дало глобального прорыва ни науке, ни экономике. Жалуются и выпускники — не могут устроиться на работу.
Отказ об Болонской системы не приведет к изоляции российской системы высшего образования, однако достижение национальных интересов теперь станет приоритетом при подготовке кадров в вузах страны.
В Минобрнауки рассказали о подготовке масштабной реформы высшего образования и подвели итоги существования в парадигме «образовательного Евросоюза». Что потеряли за это время вузы, промышленность и бизнес, а также что приобретут студенты в предстоящие годы, узнал обозреватель «Известий» Георгий Гривенный.
Об отмене «Болонки» Иван Семенов, один из лучших выпускников Санкт-Петербурга этого года, узнал от нас, но сильно не расстроился. 100 баллов по русскому и химии, биология — 93, математика — 90. С такими результатами ЕГЭ и с желанием «прорваться в науку» можно поступить на самые перспективные специальности.
«Самое интересное для меня всегда было — генная инженерия. Там немножко опасно, но очень интересно. Можно редактировать геном, исследовать что-то, модифицировать», — рассказал юный ученый.
Впрочем, будущий генный инженер Иван уже поступил в Высшую школу экономики — вуз, который одним из первых осознал ущербность Болонской системы и вернулся к пятилетнему специалитету.
Глава Минобрнауки констатирует: принятое почти 20 лет назад разделение проверенной временем советской пятилетней системы «специалитета» на схему «4+2» не дало ни науке, ни экономике глобального прорыва.
«В ряде случаев работодатели так и не признали уровень бакалавриата достаточным для занятия ключевых позиций в своей профессиональной сфере. Например, студент четвертого курса заканчивает бакалавриат по журналистике, а затем поступает в магистратуру по юриспруденции. В итоге кто этот человек по профессии? Насколько глубоко он подготовлен к каждому из двух разных видов человеческой деятельности? Он и в правоохранительных органах как юрист не может сделать карьеру, и с точки зрения журналистики он обучился недостаточно», — рассказал министр образования и науки РФ Валерий Фальков.
Ректор МГУ Виктор Садовничий всегда был главным идеологическим оппонентом Болонской системы. Принятое в 99-м в Болонье соглашение фактически стало «образовательным Евросоюзом». Нам теперь с ним и в ментальном смысле не по пути. Но что взамен? Тем, кто учится сейчас, дадут закончить вузы по Болонской системе. Но российскую высшую школу ждут кардинальные перемены. Очевидно и насущно необходимо возвращение к пяти или даже шестилетнему обучению — с расширением программы аспирантуры и с увеличением числа бюджетных мест.
«Специалитет — пять лет обучения с получением одной квалификации. Или шесть лет, но уже с получением двух квалификаций. Этот вариант мы считаем оптимальным. Так надо готовить специалистов высокотехнологичных отраслей, которые имеют большое значение для нынешней российской экономики», — отметил Виктор Садовничий.
Свежеиспеченый бакалавр Юрий не расстается с телефоном. Казалось бы, высшее образование есть, но работу бы теперь найти. Он по специальности «госуправленец», однако в многочисленных администрациях пока предлагают только должность секретаря — дипломом не вышел.
«Это неполное высшее образование. Оно не дает тех привилегий, доступности и открытости для работодателя. При устройстве на работу мне необходим стаж, а где его взять? Если мы четыре года на бакалавриате, еще два — в магистратуре. Это проблема!» —сокрушается молодой человек.