Опасное молчание: как понять, что ребенок столкнулся с насилием
Фото: Depositphotos / vadimphoto1@gmail.com
Задумчивый подросток не всегда бывает просто грустным. Есть риск серьезных проблем.
Молчаливый и задумчивый ребенок — не всегда показатель того, что он самодостаточен и рассудителен. Иногда это тревожный повод задуматься, а все ли у него в порядке, и протянуть руку помощи. О том, как понять, что у вашего чада не все хорошо и ему нужна поддержка, aif.ru рассказала гештальт-терапевт Екатерина Калинчук.
Эксперт отмечает, что детям с дошкольного возраста нужно рассказывать о том, что такое насилие — оно может быть эмоциональным, психологическим и физическим. И ни у кого нет права ни в какой форме применять его по отношению к другому. Отнимают вещь, пытаются унизить, сделать больно — ни о чем об этом умалчивать нельзя.
Первое, на что советует обратить внимание врач, — поведение ребенка. Если он стал замкнутым, странным, плаксивым или агрессивным — чего раньше ему свойственно не было — значит, есть повод тревожиться.
Травмы — неслучайны
Они могут быть признаком физического насилия. Не всегда ребенок рассказывает, что происходит с ним не дома. Осматривайте тело, беседуйте с ним.
«Если побои происходят периодически, то при повышении голоса ребенок замирает, а при резком взмахе руки или шуме он вздрагивает, зажимается, закрывается, как будто защищается от предстоящего удара», — уточняет она.
В саду насилие тоже случается. Если оно имеет место, дети с 2 до 5 лет могут откатываться в развитии. Как это проявляется — ребенок может начать сосать палец или снова вернуться к соске, некоторые отказываются от горшка, у кого-то появляется энурез, энкопрез, тики. Нарушения сна, ночные кошмары, вскрикивания по ночам, снижение аппетита — тоже свидетельствуют о том, что у малыша не все в порядке в саду.
Не хочу, не буду, не могу
Ребенок уходит в себя, становится замкнутым либо агрессивным. Доверие к окружающим при такой ситуации тоже теряется, и самооценка падает до нуля. Это может говорить об эмоциональном насилии.
«Он не будет защищать себя, так как формируется заниженная самооценка, и другие дети могут называть его глупым, страшным. При систематическом эмоциональном насилии у таких детей может быть задержка физического и умственного развития. Нарушается построение контакта с другими детьми и взрослыми. Могут появиться тики, энурез, ожирение», — поясняет эксперт.
Если ребенок вдруг разлюбил ходить в школу или сад — возможно, речь идет о том самом буллинге. Об этом могут свидетельствовать психосоматические симптомы: тошнота, рвота, боль в животе, температура.
«Если брать школьника, то одним из признаков будет резкое снижение успеваемости в школе, чрезмерная замкнутость, нежелание общаться даже с друзьями, невозможность вытащить ребенка из дома», — говорит врач.
Нездоровые отношения с куклой
То, что ребенок странно играет с куклами, может говорить о том, что он стал жертвой сексуального насилия.
«Можно заметить, что он проигрывает сексуальные действия с игрушками, возможна мастурбация. У ребенка могут быть неадекватные реакции на взрослого: закрытость, страх остаться наедине либо, наоборот, соблазнение, обольщение. Ночные кошмары, нарушение сна, энурез, энкопрез, тики, навязчивость, регрессивное поведение», — говорит гештальт-терапевт.
Дети постарше, по ее словам, закрываются, отказываются от общения. Может появиться плаксивость, агрессивность. Если девочка еще играет в куклы, то можно заметить, что она выкалывает глаза, пачкает игрушку, рвет на ней платье. Это происходит потому, что у ребенка меняется образ «Я» и отношение к себе: «я — грязная, испорченная». Вульгарность в поведении — еще один подозрительный признак.
Что делать?
Эксперт отмечает, перед тем как начать разговор, взрослый должен сам себе ответить на вопрос: для чего он хочет узнать правду? Бывает, и нередко, когда взрослые вместо помощи начинают критиковать, наказывать, обесценивать — такой реакции больше всего и боятся дети.
«Родители должны собрать все свои чувства в кулак и отнести их психологу, подруге, мужу — и там плакать, рыдать или злиться. Для ребенка они должны стать опорой и контейнером, который может прояснять, принимать все те переживания и чувства, которые появятся у ребенка от облегчения и расслабления, когда он сможет рассказать — и увидит, что ему сочувствуют и его слышат. Если родители не в состоянии это сделать, то важно найти взрослого, который поможет их ребенку», — подчеркивает доктор.
С чего начать диалог?
С детьми стоит поделиться словами о своих переживаниях, напомнить, что вы всегда рядом, предложить помощь: аккуратно и деликатно. Но не всегда ребенок готов ответить.
«Если ребенок не хочет, то задача взрослого туда не лезть. Насколько быстро ребенок откликнется, зависит от того, была ли у него раньше возможность обращаться за помощью и как родители реагировали на его просьбы», — отмечает Калинчук.
Чем раньше, тем лучше
По словам доктора, дети часто просят оставить ситуацию такой, какая она есть. Но это иллюзия, что ребенок самостоятельно может справиться с любым родом насилия. Если вовремя проблему не решить, она будет преследовать человека и во взрослом возрасте.
«Чем раньше выявлено, остановлено и проработано травмирующее воздействие, тем меньше последствий для ребенка. У проигнорированной травмы всегда есть последствия в виде ретравматизации: если ребенок в саду попал в травмирующую ситуацию, где его кусали, щипали, дальше он перейдет в школу, институт и попадет в буллинг, а затем на работе он окажется в токсичном коллективе, где он займет роль жертвы», — говорит врач.
Это все сценарии, добавляет она, где травма будет отыгрываться до тех пор, пока ее не закроют.
Ранее 5-tv.ru рассказывал, как учительницу вынудили уволиться из-за блога о секс-просвещении.