США нацелились на господство в Арктике — Россия приготовила грозный ответ
Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / Константин Кокошкин; 5-tv.ru
По данным американских ученых, в Арктике находится четверть от всех неразведанных запасов углеводородов в мире. Теперь понятно, зачем им Финляндия и Швеция в НАТО.
Принципиальная Европа хочет отказаться от российских углеводородов. Она понимает, что ей самой будет плохо, но она готова на жертвы, ведь ее поддерживает заморский принц. Он обещает помочь, намекая на сланцевые залежи. Европа колеблется, бедные родственники просят одуматься, но она соглашается на авантюру. Пишет письмо принцу и обещает не принимать танкеры с российской нефтью, а со временем и с трубы нефтяной слезть. Россия удивляется, разворачивается и идет дружить с Азией. Заморский принц радуется и покупает российскую нефть.
Да, это звучит удивительно, но американские компании продолжают покупать российскую нефть, хотя вроде как нельзя. Схему расскрыли в газете WSJ. Они смешивают российские углеводороды с другими так, чтобы в коктейле наших было менее 50%. Все! По бумагам это уже не российская нефть. Гениально!
Цена за баррель Brent 115-120 долларов. Помните «сытые нулевые»? Сейчас такие же цены. Да, возникают лишние звенья, но вопрос времени, когда их оптимизируют.
В таких условиях как никогда актуальным становится Северный морской путь. Там никаких санкций и никаких препятствий — только льдины и белые медведи. Или возможны и там помехи? Для чего НАТО завлекает Швецию и Финляндию, а на Аляске американцы размещают первую арктическую дивизию? И чем мы ответим? Узнал корреспондент «Известий» Максим Облендер.
Северо-американская арифметика: дивизии «Спартанцы» плюс «Арктические волки» равно «Арктические ангелы» — новое подразделение армии США. Артиллерия, авиация и до 20 тысяч десантников на Аляске в ста километрах от нашей границы. В этом примере Минобороны США важно еще одно арифметическое действие — вычесть Россию. Ибо господствовать в Арктике, по новой стратегии Пентагона, должны Штаты.
«Россия выступает за взаимодействие государств в полярных широтах, формирование международного партнерства в интересах сохранения Арктического региона в качестве зоны мира, стабильности и низкой военной напряженности в рамках международного права и обеспечения национальных интересов России в Арктике. Как я уже неоднократно говорил, в Арктике нет вызовов, требующих применения военной силы», — заявил Александр Моисеев, командующий Северным флотом, адмирал, Герой России.
Военные всегда добавляют «пока»: если кто-то показывает всем видом, что может напасть, надо усиливать оборону. В День Северного флота на закрытой базе в Североморске торжественным маршем прошли моряки кораблей, которые называют «ядерным щитом России». Настоящий страж «Арктики» — флагман Северного флота — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» не имел и не имеет аналогов в мире. Столько оружия не несет ни один корабль, экипаж — более 700 человек, а благодаря атомной установке он может сколько угодно находиться в море.
Водоизмещение Петра Великого — 26 тысяч тонн, его длина — 250 метров. И на всех этих 250 метрах вертолетные площадки, самые современные образцы оружия, способные не только обнаружить врага, но и уничтожить его: на воде, над водой и под водой.
«Скорострельность артустановки — 90 выстрелов в минуту, скорость начального выстрела — 850 метров в секунду, стреляет снарядами весом в 33 килограмма. Когда такой попадает в корабль либо в цель, происходит большой бум», — рассказал Евгений Пузиков, командир зенитно-ракетной батареи.
Сегодня ставка делается на гиперзвуковое и высокоточное оружие, обновление складов, аэродромов. Того вооружения, что сегодня есть в нашей Арктике, более чем достаточно, чтобы защитить интересы России. Это надводные и подводные крейсеры, авиация, сухопутные войска, системы радиообнаружения и ПВО.
Парк подводных лодок планируют обновлять. Вот так выглядит постройка субмарин на «Адмиралтейских верфях в Петербурге». От первого разреза стали толщиной в 27 миллиметров — такую взять может только плазменный резак — огромные детали словно части паззла из миллионов кусочков встают на свои места.
Именно в сварочно-сборочном цехе лодки обретают свои привычные очертания. Это средняя часть подлодки проекта 636. Время от старта строительства до передачи готовой лодки заказчику зависит от многих факторов, но два-три года для постройки такой махины — вполне реальные сроки. Одна из этих лодок — «Кронштадт» — уже в ближайшем будущем, как только завершатся испытания, отправится как раз в Арктику.
В прошлом году эти кадры поразили весь мир. Впервые в истории три атомные подводные лодки синхронно всплыли, проломив лед. Игорь Курдин — советский и российский подводник — уточняет: американские, наверное, тоже так смогут, но у наших есть одно ключевое преимущество.
«Вот американские подводные лодки тоже могут ходить под лед и вести поисковую деятельность. Но стрелять оттуда ракетами они не умеют», — рассказал Игорь Курдин, капитан первого ранга ВМФ РФ, председатель клуба моряков-подводников.
Он еще будучи курсантом писал реферат о значении Арктики для геополитики. Помнит, как в 90-е в упадок пришел наш ледокольный флот и как позже он активно начал возрождаться.
«Что наиболее интересно в Арктике? Это запасы углеводородов. Если мы не сумеем их защитить — то грош нам цена», — считает Игорь Курдин.
Именно углеводороды, скрытые в недрах снежной шапки Земли, не дают покоя нашим экс-партнерам. Геологическое управление США дает данные: в Арктике находятся 90 миллиардов баррелей нефти, более 47 триллионов кубометров газа и 44 миллиарда баррелей газового конденсата — все это четверть от всех неразведанных запасов углеводородов в мире! Нефти больше всего на территории нашей страны, как и газа, в запасах тут нам и близко никто не может составить конкуренцию — это понятно, ведь в Арктике находится пятая часть территории России.
И в этом разрезе становится более понятно, зачем НАТО на самом деле нужны Финляндия и Швеция. Так они максимально приблизят свою инфраструктуру к планетарному стратегическому запасу ресурсов.
«Дело в том, что сейчас в Хельсинки — столице Финляндии — на выходных было четыре судна НАТОвских: одно немецкое, два американских и французское. И это показывает то, что они уже готовятся к каким-то получениям перспектив. Естественно, Арктика очень интересна для НАТО. Единственный вопрос, мы не знаем, чего ждать», — рассказал финский общественный деятель и журналист Кости Хескайнен.
Кроме того, и Швеция, и Финляндия в тройке лидеров по численности ледокольного флота. А это уже и претензия на русский Северный морской путь — кратчайший из Европы в Азию.
Разработки для Заполярья сейчас приобретают особое значение — это территория будущего. Арктическая модификация зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь», грузовики повышенной проходимости (они же арктические дома), синтетические материалы — все продолжают совершенствовать. Последний уже в огне не горит, держит сверхнизкие температуры, что важно как раз для Арктической местности — для современных модификаций и минус 60 не предел. Из него делают матрасы для военных, спальники и ту же верхнюю одежду и форму.
«Это, конечно, комфорт, легкость, удобства. Это снижение массы изделия, причем существенно с 60-70% в некоторых случаях, это удобство многократных стирок», — рассказал Владислав Иванов директор по развитию проектов предприятия по производству синтетических материалов.
Однако самым грозным противником, с которым предстоит встретиться в Арктике американским морпехам, уроженец теплой Флориды Джон Дуган называет давнего русского союзника — мороз. И пока американцам, по его мнению, нечего противопоставить ни русским, ни холоду.
«Есть несколько вещей, которые могли бы сделать для военных — теплые ботинки, теплую форму. В общем, все, что им нужно сделать, это скопировать у русских. Тогда они поймут, как выжить в холоде», — рассказал Дуган.
В холоде, который постоянно царит на одной пятой части нашей страны, на площади в почти пять миллионов квадратных километров. В нашей Арктике, для защиты которой хороши любые средства, даже мороз.