Смотреть на них было запрещено: за что «Азов»* уничтожал жителей Мариуполя
Жители Мариуполя признались, что «азовцы»* обманом расстреляли мирных жителей
Фото, видео: © РИА Новости / Константин Михальчевский; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Пока люди сидели в подвале, неонацисты забирали у них ключи от квартир, бегали по всем подъездам. Стреляли из окон.
Местные жители в Мариуполе потихоньку поднимаются из подвалов и возвращаются в свои квартиры, если, конечно, есть куда вернуться. Многие отправляли в убежища семьи, а сами оставались охранять жилплощадь и почти гарантированно встречались с бойцами запрещенного «Азова» — те использовали квартиры в качестве своих позиций. С теми, кто выжил, встретился Роман Польшаков.
Двор практически закрытый и в каждом доме здесь, националисты оборудовали свои огневые позиции, а позже, уходя, отступая за собой все под чистую уничтожали, об этом говорят и местные жители не осталось ни одной целой многоэтажки, даже судя по повреждениям в этот дом стреляли из того, а в этот уже палили из танка.
«Танк выехал вот здесь в проем туда вот. Я, говорит, до последнего сидел в квартире, 117-й дом. Он, говорит, пока танк сюда не выехал украинский и в тупую не начал расстреливать дом 117, говорит я еще с семьей сидел дома», — рассказывает Станислав Боровицкий.
«Украинский танк стрелял по жилому дому?»
«Да, в упор».
Теперь эти многоэтажки восстановлению не подлежат. И люди — до сих пор живут в подвалах. С того момента, как боевики их сюда загнали и не выпускали.
«Вот здесь мои правнуки спали, коляска для маленькой семи месячной, а здесь они спали еще трое. Не выпускали семь дней вообще нельзя было открыть подвал», — вспоминает Татьяна Данилова.
«Не давали выходить „азовцы“* из подвала?»
«Не давали».
Один раз националисты пообещали им зеленый коридор. Из 135 человек в подвале, эвакуироваться решили около десяти. Они смогли дойти только до этого детского сада, который, по своей отработанной схеме занимали боевики, — 200 метров от дома. По словам местных, тут «азовцы» расстреляли их соседей в спины.
«Зеленый коридор, говорят, выходите. Говорит, все будет нормально. И вот тут только зашли, тут начали их стрелять».
«Никто не выжил?»
«Нет».
А Павел Шевцов — до последнего охранял свою квартиру, в которой прожил 40 лет. Не пускал в нее боевиков.
«Я выхожу, сразу, бух, ствол. Сюда прямо. Вы живете здесь? Говорю, да, семья в подвале прячется. Я просто здесь живу. Наблюдаю — три раза. А четвертый раз — вы еще живой?» — рассказывает Павел Шевцов.
И спустя полчаса — чудом остался жив.
«Как долбанули из того дома, все повалилось и меня здесь я валялся. Сгорело все буквально».
Пока люди сидели в подвале, неонацисты забирали у них ключи от квартир, бегали по всем подъездам. Стреляли из окон.
«Они автомат наставили, как не отдашь? Любой человек отдал бы ключи».
Это были именно «азовцы». Ни с кем не церемонились. Угрожали убить любого мирного, кто встанет на пути.
«Смотреть на них было нельзя, это они запрещали. Да. Точка, — вспоминает Станислав Боровицкий. — Должен опустить голову, чтобы под ноги смотреть. Вы, говорят, все сепаратисты. Вы ходили на референдум, нам вас не жалко, а город мы уничтожим».
«Прямо так говорили лично?»
«Да».
А позже, когда уже больше половины жильцов выехали из подвала — те, кто остались, нашли там бронежилет. Людей, говорят было много, и получается среди них — затесался кто-то из боевиков.
«Мы нашли, когда все разъехались. Хотели убрать, здесь и нашли».
В этом подвале они отметили уже несколько дней рождения. И мы попали на праздник. У Сергея и Татьяны Даниловых — серебряная свадьба.
«А горько сделаем?»
Да, в подвале говорят жить тяжело, на стол накрыли, что смогли, — но уезжать некуда. Отчаиваться не собираются. Называют себя счастливчиками, потому что смогли пережить целую неделю соседства с боевиками.
* — запрещен в РФ.