Ветераны ВОВ рассказали «Известиям», как просились на фронт в детском возрасте
Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / НИКОЛАЙ СИДЕНКОВ; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Чтобы защищать родину, юным героям приходилось идти на хитрости.
Многие из нынешних ветеранов оказались на войне совсем детьми. Причем на фронт просились сами — не призывали из-за нежного возраста.
На какие хитрости шли будущие герои, чтобы попасть в строй? И как встречали День победы? Свои истории ветераны рассказали «Известиям».
«Школа что-то не стала мне даваться. Особенно иностранный язык, математика. И стал больше ходить на аэродром, он рядом. Были организованны курсы радистов. И одновременно стал я учиться радистом. Начали открываться новые линии связи. Одна из линий была раннее оповещение обнаружения вражеских самолетов, которые летели бомбить Ленинград. Стал дежурить на радиостанции. Меня как вольно наемного зачислили. Приходит командующий армией в сопровождении командира батальона и спрашивает: „А что это у тебя за полусолдат такой сидит?“ И он говорит ему: „А вот так, ему 15 лет“. Называли меня Малыш.
В мои задачи входило, чтобы работала радиостанция. Потому что одной из трудных задач было для тех летных частей, которые уходили в бой — возвращение. И надо было их сажать. В ночь с 8-го на 9-е я дежурил на радиостанции, которая вела связь со штабом армии. И вот на девятое утром я слышу, что идет по эфиру: „Победа!“» — вспомнил ветеран ВОВ Валентин Богданов.
«В газете объявление — набор 25-го года. Мы собрались: „Ну что, пойдем к начальнику военкомата, военкому“. А мы были трое ребят. И все были 26-го года. И когда мы пришли к нему, он взял свой журнал. Смотрел, смотрел. „Вас в списке нет таких“. А давайте еще попробуем? А как? Давайте на руках наколем год! Он потребовал документы. А тогда паспортов же не было. Приходим опять к нему, а его нет. Зашли к заместителю — лейтенант молодой. Да нет вас тут таких Ну как нет? Мы еще пацанятами кололи себе. У нас тогда и документы были. Достает бумагу и образец: „Пишите заявление“. Через несколько дней повестка, по машинам. Повезли нас в Саратов. А от Саратова в небольшой населенный пункт, городок. Комиссия приезжает из города. И два офицера. Я в снайперы! Он посмотрел: „Да нет, еще маловат ростом“. Как маловат? Я ворошиловский стрелок! А у меня был значок. Он посмотрел: „Отказать не могу“», — поделился своей историей ветеран ВОВ Александр Романенко.
«Будучи мальчишкой, мне уже хотелось чем-то помогать фронту. Мне было 14 лет, я начал собирать танковые моторы. Работали мы по 12 часов. Мало того, что в дневную смену, но и в ночную. Перевели на артиллерийский завод № 9. Там я стал собирать гаубицы и орудия для танков, у меня была бронь, но мне хотелось на фронт! И в 44-м году я сбежал. Хотя военкомат меня не отпускал. И даже когда приехал в часть, присылали человека, чтобы я домой уехал. И я захватил конец войны. Это третий Прибалтийский фронт под Кенигсбергом. Я был механиком штурмовика. Подвешивал бомбы, реактивные снаряды, пушки и пулеметы», — отметил ветеран ВОВ Владимир Бочкарев.