Локаторы не ослепнут: санкции помогли инженерам «Полета» разработать важный транзистор
Фото, видео: www.globallookpress.com / Ilya Galakhov; 5-tv.ru
На одном из крупных заводов по производству оборудования для авиаотрасли в Челябинске оказались готовы к прекращению поставок импортного оборудования. Говорят, что импортозамещение ускорилось.
Антироссийские санкции открыли новые возможности для российских предприятий. В Челябинске на одном из крупных заводов по производству оборудования для авиаотрасли нашли, чем заменить импортные детали. Раньше без них обойтись не могли, а теперь раз — и готов, например, свой транзистор. Причем он дешевле и качественнее, чем иностранный. Корреспондент «Известий» Кирилл Солодков увидел, какой толчок нашему техническому развитию дал Запад.
В этом цехе, словно в гигантской операционной, собирают сердце любого аэродрома: обзорный локатор, который контролирует движение самолетов в воздухе. Это антенна, но самое главное находится в передатчике: уральские конструкторы уже начали работу по импортозамещению важных узлов.
Челябинские локаторы много лет обеспечивают безопасные взлеты и посадки по всей стране: от Москвы до Владивостока. Благодаря прибору диспетчеры видят небо как на ладони — в радиусе 400 километров.
Устройство состоит из более чем двух тысяч сложных элементов. Часть деталей — импортные. После введения американских санкций российские локаторы вполне могли «ослепнуть», что — как максимум — вызвало бы сбои в воздушном сообщении. На заводе «Полет» к такому повороту оказались готовы: там разработали один из главных модулей — собственный усилитель сигнала.
«Деталь располагается вот здесь. Четыре подряд усилителя надо было заменить на отечественную элементную базу, то есть на наш отечественный транзистор. Спектр сигнала очень чистый у этого усилителя по сравнению с биполярным транзистором американским, как ни странно. Наш гораздо лучше!» — рассказал Алексей Баймаков, регулировщик пятого разряда радиозавода «Полет».
В задачу инженеров входило не просто вытащить одну деталь и поставить другую: в приборах с микроэлектроникой даже лишний миллиметр платы может вызвать необходимость глобально менять всю конструкцию. Разработчикам удалось сохранить параметры, используя сложные расчеты и особые материалы.
«Нужно разработать новую топологию, схему. Транзисторы импортные они и стоят, во-первых, дорого, и коэффициенты усиления у них более низкие. То есть режим работы более напряженный», — объяснил Виктор Васильев, и. о. начальника цеха № 17 радиозавода «Полет».
Теперь безопасность пассажиров внутри страны не зависит от капризов западных компаний. И это только начало. В ближайшие годы «Полет» берет курс на тотальное импортозамещение.
«У нас уже загружены, получается, питатели с компонентами, они все запрограммированы. Нам остается лишь только загрузить заранее установленную плату», — рассказал о производстве один из сотрудников завода.
Несмотря на попадание в американский черный список, предприятие продолжает работать и выпускать микросхемы для самых разных устройств. Линейка продукции, вопреки ожиданиям, лишь расширяется.
«Сейчас ограничения в поставке комплектующих, прежде всего радиоэлектронных комплектующих, и это стало триггером того, что импортозамещение сейчас ускорилось, перешло в форсированную стадию. В среднем до 80% изделий уже формируются из наших отечественных компонентов, а есть изделия — до 90%», — рассказал гендиректор радиозавода «Полет» Александр Нестеров.
При этом завод открывает для себя и новые направления. Одним из таких проектов стало создание комплекса виртуальной реальности для студентов-медиков. Будущие врачи осваивают оказание первой помощи и реанимации в экстремальных условиях, не выходя из стен университета.