В лаборатории в Чернобыле нашли радиоактивные материалы и следы НАТО
Фото, видео: ТАСС / Zuma\TASS; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Об американских биолабораториях на Украине известно всем, а вот присутствие на этих объектах сотрудников Североатлантического альянса нигде не афишировалось. Хотя они там были с 2015 года.
Но на этой неделе были обнаружены следы мародерства в чернобыльской Центральной лаборатории. Причем задним числом Киев пытается обвинить в этом российские войска. Какие работы с радиационными образцами пытаются скрыть? Расследование корреспондента «Известий» Леонида Китраря.
Масштабы погрома в лаборатории по изучению радиоактивных материалов в Чернобыле огромны. На полу — вещи, кружки, аппаратура, бумаги и осколки стекла. Но если приглядеться к деталям, то возникают некоторые вопросы.
«Что бросается в глаза, что вся техника, в том числе оргтехника дорогая, находится на месте. Бытовая техника — так же. Единственное, что обращает внимание — вскрыты блоки», — рассказал полковник ВС РФ.
Речь о системных блоках компьютеров. Они действительно разбросаны по всему зданию. Внутри не хватает процессоров, но главное — жестких дисков с информацией. А к ней тут, судя по бумагам, относились очень трепетно.
«Это лаборатория по исследованию влияния радиоактивных отходов на окружающую среду. Видно, что при бегстве отсюда украинские, а может и не только украинские специалисты, вынесли почти все. Вот пустые колбы, нет реактивов. Остались только некоторые документы. Вот это, например, порядок работы с электронными базами Центральной аналитической лаборатории 2 класса. И на предпоследней странице написано: уносить отсюда любые носители и приносить любые ноутбуки категорически запрещено», — отметил корреспондент.
Повышенные требования к безопасности в такой лаборатории вполне естественны. Но почему-то все сейфы, в которых, казалось бы, должна хранится важная информация, пусты.
«Одно из главных свидетельств того, что украинцы сами забирали отсюда все, что только возможно, и спешно уходили — это вот такие сейфы в кабинетах. В них до сих пор остались ключи. То есть, люди сами открывали сейф, все оттуда забирали и уходили. Бросив и сейф и ключи», — показал Леонид Китрарь.
А вот лабораторное оборудование — поголовно западного производства и стоимостью в сотни тысяч долларов — стоит нетронутым. И почти на каждом приборе размещены флаги ЕС, Германии, Британии и США. Что тут изучали специалисты НАТО — неизвестно. Документы именно об их работе как раз и пропали. А вот косвенные свидетельства работы англоязычных иностранцев остались.
«Еще один маленький штрих о работе этой лаборатории с радиоактивными материалами. Казалось бы, простые клавиатуры. Но на этой русские буквы есть, а на этой — нет, только английские. Есть и еще одна такая же клавиатура. И с ними нет системных блоков. А если есть, то нет жестких дисков», — обратил внимание корреспондент.
И если информация отсюда бесследно исчезла в любом виде — от бумаги до электроники, — то сами радиоактивные материалы остались. В этой лаборатории велись работы с радиоактивными материалами. Часть контейнеров были куплены при помощи ЕС. Но самое интересное, что украинские специалисты здание лаборатории-то покинули, а вот материалы забрать забыли. Цифры на дозиметре рядом с контейнером резко растут.
В соседнем помещении, хотя это просто коридор, на полу лежат два больших ящика с такими же материалами. Дозиметр здесь показывает еще большие цифры, а фон превышает норму в 400-600 раз. И все это работники просто бросили, никому не сообщив. Причем за несколько дней до начала специальной военной операции.
«В документах, в журналах последняя дата — 21 февраля. После записей нет. Возможно это было сделано заранее, подготовленная акция. Вся дорогостоящая исследовательская аппаратура находится почти в идеальном состоянии и является нетронутой», — отметил российский полковник.
Если об американских биолабораториях на Украине уже известно всем, то присутствие специалистов НАТО на объектах по исследованию радиоактивных материалов нигде особенно не афишировалось. Хотя они здесь работали как минимум с 2015 года. Эти данные в некоторых документах осталась. В отличие от отчетов о результатах работы с радиоактивными материалами.