«Абсурд»: почему Европа не сможет отказаться от поставок нефти и газа из России

138 0

Новак назвал абсурдом возможный отказ Европы от нефти и газа из России

Фото, видео: Globallookpress.com / SVEN SIMON

Жителям Старого Света грозит взлет цен на автозаправках из-за аварии в Новороссийске. В этих условиях западным политикам придется не только забыть об эмбарго, но и задуматься об отмене части санкций.

Рубль резко укрепился на Мосбирже. Впервые с начала месяца доллар стоит меньше 100 рублей. И в ближайшем будущем можно ожидать еще большего падения американской валюты. На фоне поручения президента — принимать оплату за российский газ только в рублях.

Генеральная репетиция отказа от российских энергоносителей в Европе может пройти в ближайшие дни. Нефтяной рынок сейчас штормит не только из-за санкций, но и ураганного ветра, который обрушился на Новороссийск. Порывы — со скоростью более 130 километров в час серьезно повредили каспийский трубопровод, он тянется от Казахстана до Черноморского побережья. Теперь Европа не на словах, а на деле может остаться без российских углеводородов. Об эмбарго, которое наложила на Старый Свет погода, расскажет обозреватель телеканала «Известия» Георгий Гривенный.

Огромные, двухслойные, толщиной в десятки сантиметров рейлинговые шланги, по которым нефть текла от берега к выносным причальным устройствам в Новороссийске, все-таки не выдержали напора стихии. Тщательное обследование показало: повреждения слишком серьезны, работа всех трех нефтеналивных терминалов компании Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) остановлена.

«К сожалению, ситуация на морском терминале значительно ухудшилась, вчера нами была проведена водолазная инспекция ВПУ, которая выявила повреждения двух секций плавучих шлангов, которые не позволяют безопасно, безаварийно эксплуатировать морской терминал», — рассказал Николай Горбань, генеральный директор КТК.

Водолазы подняли с глубин моря недобрые вести не только для КТК — компании, которой управляет не Россия, а целая группа крупнейших западных нефтяных гигантов, — но и для получателей нефти. Испания, Италия, Франция и даже США покупают у КТК казахстанскую нефть, именно она сейчас «застряла» в Новороссийске, да еще и в каких огромных объемах! 1,1 миллиона баррелей в сутки до этого дня заливались в танкеры через теперь уже нерабочие выносные причальные устройства. Это проблема межгосударственного масштаба.

Нефтяная тема во всех ее проявлениях — в том числе от случившейся накануне аварии на терминале КТК в Новороссийске до действий Евросоюза, который всерьез обдумывает отказ от российских углеводородов, — сегодня громко звучала в Госдуме. На правительственный час пришел вице-премьер Александр Новак, который отвечает за топливно-энергетический комплекс.

Возможный отказ Европы от наших нефти и газа Новак назвал «абсурдом». В структуре потребления США было всего 3% поставок из России, а после отказа от них рост цен на американских заправках — уже на 19%.

В Европе масштабы ценовых бедствий могут быть куда более серьезными и даже катастрофическими. При этом Россия никогда не использовала энергоносители в качестве орудия шантажа и не собирается этого делать. Наши компании — надежные поставщики. Несмотря на спецоперацию, газ идет в Европу даже через украинские трубы. А вот что касается аварии в Новороссийске, то нехватка казахстанской нефти может спровоцировать еще один серьезный виток топливного кризиса в Европе.

«Ремонт на терминале в Новороссийске может занять до двух месяцев, объемы непоставок нефти могут очень серьезно сказаться на рынке Европы», — сказал Александр Новак.

В самом трубопроводном консорциуме уточняют: два месяца — это если позволят погода и санкции. Водолазы могут работать только в спокойном море, но главное — чтобы им было чем менять сломавшиеся секции рейлинговых шлангов.

«Работы по замене плавучих шлангов технически занимают от двух месяцев, но ситуация ухудшается отсутствием достаточного количества комплектующих морских шлангов для замены на двух ВПУ, поэтому спрогнозировать сложно, все зависит от поставок», — отметил Игорь Флоровский, заместитель регионального менеджера по морским операциям морского терминала КТК.

А все комплектующие — зарубежного производства. Не будет их поставок из-за санкций, сами же европейцы не получат своей же нефти. Еще одна важная задача — не допустить экологической катастрофы, ведь у той же компании КТК есть очень печальный опыт. Буквально в прошлом году из ее терминалов в Черное море вылилась нефть, образовавшая пятно в 80 квадратных километров.

«Правильно сделали, что остановили, что пытаются предупредить риски. Даже небольшое количество нефти разлитое — неприятно», — сказал Илья Рыбальченко, эколог, инженер-физик.

Прошлогодний штраф за разлив нефти от Росприроднадзора в 4,5 миллиарда рублей КТК до сих пор не оплатил, дело будет решено теперь только в суде. Так что и новые проблемы компании ни к чему, и подойти к ремонту терминалов придется ответственно и вдумчиво. И получателям нефти стоит тоже задуматься о новых маршрутах поставок.