GРS против «ГЛОНАСС»: что будет при отключении России от американской системы навигации
Летчик Башмаков рассказал, как российская авиация может работать без GPS
Фото, видео: Depositphotos / alexey_boldin; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Множество водителей, а также пассажиров воздушных и водных судов беспокоятся, что столкнутся с трудностями при блокировке GPS в России. Ситуацию прокомментировали эксперты.
Ну а в России уже совсем скоро может перестать работать GPS — США рассматривают отключение нашей страны от системы навигации как одно из возможных направлений новых санкций. Об этом сообщил директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. И тут же оговорился: напрягаться не стоит. У России есть своя система — «ГЛОНАСС».
Чем она отличается от GPS и на что в действительности повлияет отключение от нее России, разбирался корреспондент Игорь Балдин.
Отключением от GPS нас не запугать, мы и без навигатора вырулим, уверен таксист Денис. Была бы карта под рукой. У самого, правда, на бардачке навигатор. Еще лет десять назад такие были редкостью, а теперь без них не шагу. Как жить, если США блокируют GPS?
Практически все смартфоны принимают не одну, а сразу четыре системы навигации: российскую, американскую, европейскую и китайскую. И если выключить одну из них, пользователь едва ли что-то заметит.
На стандартном значке в смартфоне написано GPS, но, если его нажать — поиск идет по всем четырем системам. Программа сама определяет оптимальный вариант.
Принцип работы отечественной системы «ГЛОНАСС» тот же, что и у американской. 24 спутника и три орбиты у нас. Покрытие — вся планета. 32 спутника и шесть орбит у них. За счет этого GPS точнее, но речь здесь о разнице в метр-два, которую ни один водитель не почувствует. Вот и российские дальнобойщики не жалуются.
«Я пользуюсь системой „Пилот“. Эта система поддерживается системой „ГЛОНАСС“. Проблем с этой системой мы не испытываем», — заявил перевозчик Дмитрий Катрага.
Однако с возможным отключением России от GPS не все так просто. Ту-154 как и многие другие (в 90% нашего авиапарка западные машины) самолеты работает исключительно на американской системе GPS. Поэтому основные проблемы, связанные с переходом с GPS на «ГЛОНАСС», могут возникнуть именно в авиации.
Конечно, эти проблемы решаемы, но чтобы перепрограммировать все авиалайнеры, нужно время. Поэтому многие из них уже сейчас начинают переводить на «ГЛОНАСС».
«В свое время еще не было этих GPS систем, мы использовали другие системы: радиационные системы, ближней и дальней навигации так называемые, и системы посадки были. Та же самая система, так что я не вижу смертельных каких-то опасностей или смертельных проблем», — отметил летчик и авиаэксперт Олег Башмаков.
Уже семь лет как нашей навигационной системой пользуются экстренные службы: МВД, МЧС и скорая. «ЭРА-ГЛОНАСС» мгновенно передает им всю информацию об авариях и ЧП на дорогах.
«Проблема заключается в тотальной некомпетентности тех людей, которые вводят санкции. Сейчас они откроют широко глаза и узнают, что в России, помимо балалаек, медведей и всего остального есть своя спутниковая система навигации», — рассказал аналитик Эльдар Муртазин.
Благодаря расположению наших спутников в северных широтах «ГЛОНАСС» уже сейчас работает лучше, чем GPS. Поэтому почти весь российский флот пользуется отечественной системой навигации.