Эволюция ЕГЭ: какие очередные изменения ждут школьников в 2022 году
Фото, видео: ТАСС / Смирнов Владимир, 5-tv.ru
15 лет назад госэкзамен стал единственной формой выпускных и вступительных испытаний в российских школах.
Важные новости для тех, кто еще только собирается грызть гранит науки. Школьников в этом году снова ждут изменения в ЕГЭ. Так, экзамен вернется к старому, «допандемийному» формату. Сдавать его будут все — даже те, кто не планирует поступать в ВУЗы. А сами задания станут сложнее — добавятся вопросы на анализ информации.
Сегодня ровно 15 лет с момента введения ЕГЭ в школах. Корреспондент МИЦ «Известия» Максим Прихода — о том, как менялся экзамен, и какие испытания ждут школьников на этот раз. Подробности в репортаже.
Фотографии с выпускного, которые Роман Зубаиров показывает нам с экрана смартфона, ему прислала сестра из родной Башкирии. Так вышло, что школьники именно этого региона в порядке эксперимента еще в 2003 году одними из первых услышали не вполне благозвучную, зато запоминающуюся аббревиатуру ЕГЭ.
«Мы даже не знали: бояться, радоваться. Мы не знали, что это такое. Сказали – будут тесты», — вспоминает выпускник 2003 года Роман Зубаиров.
Сегодня ровно 15 лет, как эти «тесты» стали единственной формой выпускных и вступительных испытаний. Придумали их еще в конце 90-х. Считалось, что с помощью Единого госэкзамена получится победить коррупцию в приемных комиссиях и сделать столичные вузы доступнее для талантливых абитуриентов из глубинки. По крайней мере, об этом мечтал Виктор Болотов — известный, как отец ЕГЭ.
«Конец 90-х годов — число золотых медалистов России увеличивается с каждым годом. Увеличивается число вузов, которые имеют договорные школы. Население не верило во вступительные экзамены в университетах, предполагая договорные экзамены. И в общем, говоря откровенно, ведущие вузы стали недоступны для большинства жителей России», — объясняет введение госэкзамена экс-руководитель Рособрнадзора, экс-заместитель министра образования РФ Виктор Болотов.
Первые годы ЕГЭ подвергался страшной критике: учителя ругали тестовый блок, так называемую «угадайку». Ученики жаловались, что часть С невозможно решить. Родители тратились на репетиторов. И все были уверены: хорошо сдаст не тот, кто знает предмет, а тот, кто натренировался на типовых заданиях и «умеет» сдавать ЕГЭ.
«У многих моих одноклассников тогда возникали проблемы, что люди готовились к экзамену, набивая руку с этими вариантами ЕГЭ. И, если они, скажем так, не видели этот вариант до сдачи экзамена, у них был шок, стресс — мы это еще не решали», — рассказывает выпускник 2008 года, ученый, математик Данила Саранин.
«На вопрос, любил ли Онегин Татьяну, лет 15 назад был ответ – да, любил; нет, не любил; когда как. Был правильный ответ», — вспоминает Евгений Ямбург.
Да и коррупцию удалось победить не сразу: особенно запомнился 2013-й, когда сначала сдававшие русский язык школьники с Дальнего Востока слили в сеть 30 вариантов из 120, затем министра образования Карачаево-Черкесии задержали за взятку, а потом в Дагестане отменили результаты более 1000 работ. Впоследствии в каждой школе появились камеры, рамки металлоискателей и, как следствие — особая «атмосфера ЕГЭ».
«Для многих, я думаю, да — ЕГЭ это серьезное испытание, особенно психологическое. Но мне вообще не страшно», — говорит ученик 11 класса Егор Шеляк.
Сегодня не боятся лишь те, кто усердно учился и в десятом, и в одиннадцатом. Современные задания составлены так, что к ним уже нельзя подготовиться за несколько месяцев, и рассчитаны на тех, кто глубоко знает сам предмет. В этом уверена Елена Русанова, подготовившая нескольких 100-балльников.
«Там исключительно все по существо, что касается художественных особенностей произведения», — поясняет учитель русского и литературы школы № 1387 Елена Русанова.
В школьных библиотеках до сих пор хранятся старые сборники заданий, по которым можно отследить эволюцию ЕГЭ. Эти — по русскому. Десятилетней давности, четырехлетней и современный. Первое, что бросается в глаза — исчезли задания с выбором ответа. Правильный вариант больше нельзя просто угадать. Заданий с каждым годом становится все меньше, их сейчас 27 против 39 в начале эпохи ЕГЭ, но они становятся сложнее и требуют более глубокого понимания предмета. Взять хотя бы первый номер — если раньше нужно было просто прочитать текст и понять смысл написанного, то теперь нужно верно определить его стилистические особенности.
Будущим выпускникам 2022-го сложно вдвойне: из-за пандемии они не сдавали ОГЭ в девятом классе. А это — традиционная генеральная репетиция перед главным экзаменом. Так что с камерами, металлодетекторами, КИМами и незнакомыми учителями они столкнутся впервые. Впрочем, они уже с первого класса знали, что будут сдавать ЕГЭ и в отличие от первопроходцев — выпускников нулевых — готовились к нему всю жизнь.