«Это нужно не мертвым, это нужно живым»: кто и как хранит память о блокаде Ленинграда
Фото, видео: ТАСС / Фото ИТАР-ТАСС; 5-tv.ru
Во время войны в осажденной Северной столице не только снимали кадры хроники, но и художественные фильмы. Несмотря на тяжелейшие условия, продолжали творить писатели. Чтобы помнили.
В этот четверг, 27 января, мы отметили важнейшую дату в истории Великой Отечественной войны — 78-ю годовщину со дня полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады. 872 дня нечеловеческих испытаний — ежедневные бомбежки, холод и страшный голод. Но город выстоял, благодаря мужеству его жителей.
Погибли сотни тысяч человек — и это наше общее горе. И сегодня мы, как никогда, обязаны сохранить в истории этот великий подвиг. Да, это наш долг донести до внуков и правнуков всю правду о блокадном Ленинграде. Рассказать о тех, кто ценой своей жизни защитил город на Неве. И, как говорил Роберт Рождественский, это нужно не мертвым, это нужно живым. Корреспондент МИЦ «Известия» Максим Облендер расскажет о тех, кто хранит эту героическую память, и передает ее из поколения в поколение.
Здесь, в абсолютной тишине, словно слышится стук лопат поисковиков. Расстояние всего лишь в несколько штыков пронзает время на 78 лет назад. Раскопки под прицелом камеры из прошлого, что тогда выгрызала из происходящего вокруг блокадного ада кадр за кадром. Чтобы помнили.
Огромный павильон «Ленфильма» авторы новой диорамы заселили реальными персонажами. Рядом с красноармейцами те, кто всегда был за кадром.
«Ижорский завод, наверху оператор Анатолий Погорелый — оператор ленинградского фронта. До 1942-го года он был солдатом, минометчиком. А здесь он снимает работу колпинских рабочих», — показывает руководитель творческой мастерской «Невский баталист» Дмитрий Поштаренко.
Невский пятачок, где средняя продолжительность жизни была 52 часа; цех, откуда фронту город, зажатый в кольцо, поставлял танки — эти кадры хранятся в архивах. А те — кто сам, еле стоя на ногах от голода, таскал на санках тяжелые камеры — теперь запечатлены в музейных залах хранителями памяти, авторами диорамы.
Удивительно то, что во время войны и блокады в Ленинграде снимали не только кадры хроники, но и художественные фильмы. Сейчас мы в бомбоубежище, где пережидает очередной авианалет съемочная группа. Это оператор Вячеслав Горданов. Именно он снял фильм о дружбе «Варежки». Это единственная короткометражка от и до сделанная в блокадном городе весной 1942-го.
Той весной десятилетней девчушке Людмиле Долговой очень хотелось сходить в кино. Но каждый день она ходила на Пискаревское кладбище вместе с матерью, которая там работала. Она не помнит, как началась война, как гремел салют 27 января 1944-го над городом, но помнит опустевшие дома, пустые окна и как люди-тени слонялись, обезумев от голода. И эту аллею — где тогда только появлялись траншея за траншеей. 186 братских могил.
В одной из них похоронен старший брат Владимира Путина — Виктор. В осажденном городе он умер совсем маленьким. Ему было только два года. В день ленинградской Победы президент возложил цветы к надгробью. Здесь в камне увековечены строки ленинградской поэтессы Ольги Бергольц — «никто не забыт, ничто не забыто». Другой голос блокадного Ленинграда — Елена Вечтомова не столь известна, но в ее стихах тоже ключевые фрагменты: голод, страх, новогодняя ночь, мысли о том, как «все будет». И главное — долгожданное известие: блокада города полностью снята.
«Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад.
Мой сынишка-ленинградец спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград»
Сынишке сегодня 82 года. А строки матери бережно хранятся: в его памяти, в архивах и музеях города, с которыми Сергей Юрьевич неразрывно связан.
«То, что происходило в эти четыре года блокадные, это имело для меня огромное воспитательное значение, несмотря на жуткое состояние блокады, город был прекрасен. И я это чувствовал с молодых ногтей буквально», — вспоминает Сергей Инге-Вечтомов.
Это очень символично, что в будущем он стал академиком, генетиком. Ученые мужи продолжают разгадывать тайну гена ленинградца. Те же, кому удалось выжить, говорят — дело в другом.
«Исторически такой город нельзя было сдавать. Самое главное, что войска выдержали, и линию обороны не удалось прорвать. Ну и люди, которые жили в городе, они просто не представляли себе, что этот город можно сдать», — рассказала жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова.
Операция «Искра», «Январский гром», форсирование Невы, вошедшие в учебники — история победы вопреки.
«Использовались суворовские методы подготовки наших войск. Использовались такие же укрепления, как создавали немцы. А немцы берега водой поливали, чтобы они были как каток. Были в городе изготовлены специальные зацепочные крючья, чтобы идти на абордаж. Самое главное — было не повредить лед, по которому побегут красноармейцы», — рассказывает ученый секретарь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов.
И именно здесь, на берегу Невы, спустя 78 лет загремел салют, а ледяная «Блокада», как и тогда, растаяла. Акция памяти от фанатов футбольного клуба «Зенит», торжественные мероприятия по всему городу, гром пушек у стен Петропавловской крепости, горящие Ростральные колонны. Сегодня уже пятимиллионный мегаполис, вся страна хранит историю — никого и ничего не забывает! В кадрах хроники, их стихотворениях, в лицах и в памяти тех, кому удалось выстоять!