Не вандализм! Художники рассказали, каким должен быть закон о граффити в России

284 0

Фото, видео: ТАСС / Демьянчук Александр; 5-tv.ru

Депутат Заксобрания Петербурга Павел Крупник призвал министра культуры Ольгу Любимову разрешить и упорядочить уличное искусство. Сетует, что людей возмущают плохо закрашенные портреты классиков.

Петербургские депутаты предложили ввести стандарты для граффити. Стрит-арт сейчас, в основном, вне закона — уличных художников называют вандалами. И при этом приглашают расписывать целые города.

Понятные правила помогли бы легализовать действительно произведения современного искусства, но как на язык бюрократии перевести порывы души? Задумался корреспондент МИЦ «Известия» Валентин Трушнин.

Проект закона, который упорядочит стрит-арт и снимет, наконец, тотальный запрет на любые уличные рисунки в черте Санкт-Петербурга, уже три года лежит в местном Законодательном собрании. Удобная вещь для региональных депутатов — стряхнешь с него пыль, и просыпаешься федерально знаменитым. На этот раз решить проблему пытается Павел Крупник.

«Иначе наш город так и будут продолжать пополнять новые и новые граффити, разного качества, но все они будут вне закона. И придется работать, закрашивать их, вызывая раздражение граждан», — полагает народный избранник.

Депутат Крупник написал письмо министру культуры Ольге Любимовой с просьбой разрешить и упорядочить уличное искусство не только в Санкт-Петербурге, но и во всех городах России. Чтобы не было больше таких некрасивых историй, как с Бродским, чей портрет неряшливо заштукатурили. Или как с портретом Достоевского, которого закрасили коммунальщики, а потом пришли школьники и оттирали классика.

Многие уличные проекты, в том числе Бродский, Достоевский, — это работы художника-урбаниста Олега Лукьянова. Он один из главных борцов с вандализмом коммунальщиков. Так он это называет.

«Если мы говорим про Петербург, то это (закрашенные граффити — Прим. ред.) половина того, что мы успели там за несколько лет сделать. Мы считали — работ 50, наверное, а то и больше. Когда твое произведение убивают, это все равно, что тебя убивают. Скорее всего, такие же ощущения», — рассказал художник-урбанист.

Правила, которые разрешают, но и строго регламентируют стрит-арт, давно существуют во всех развитых странах мира. Нужно просто перенять зарубежный опыт, считают российские художники.

«Надо выделить места, где творят что хотят. Просто, чтобы места были, — творите, что хотите. Надо выделить места, где точно запрещено. А третье — найти места, где заказывают, и художники получают этот заказ», — предложил решение проблемы народный художник России академик Салават Щербаков.

В России пока нечто похожее существует только в Москве. Правда, после принятия новых правил в 2019 году многие вполне законные картины в столице были закрашены, так как перестали отвечать новым нормам.

На фасаде этого дома на улице Бауманской был изображен Константин Станиславский. Не какая-то пошлятина, не спорное абстрактное нечто, а Станиславский! Великий театральный русский режиссер. Гордость России. Теперь здесь отвратительное серое пятно. Коммунальщики даже закрасить толком не смогли.

Самое интересное, что портрет Станиславского появился здесь абсолютно легально — в 2013 году в рамках фестиваля «Лучший город Земли». А в 2014-м в Москве прошел еще один фестиваль уличного искусства, и приглашенная звезда — всемирно известный австралийский художник Финтан Маги — написал картину «Послание» на фасаде дома на Рождественке. Ее в рамках новых правил тоже признали несогласованной и закрасили.

«Закон должен быть, но он не должен быть излишне зарегулирован, чтобы не было тысячи инстанций, где художник должен ходить», — полагает стрит-арт художник Артур Кашак.

Сейчас в Москве, чтобы нарисовать даже что-то патриотичное на какой-нибудь трансформаторной будке в спальном районе, нужно получить разрешение семи инстанций. Но даже это не дает гарантию — приемная комиссия вправе в последний момент потребовать удалить готовую работу.

А вот в северных регионах России граффити дали зеленый свет. Минстрой совместно с Минвостокразвития разработали для арктических городов новый дизайн-код, который предусматривает ярко разрисованные фасады — чтобы поднимали настроение тем, кто живет в суровых условиях.