Через 75 лет после крушения отреставрируют легендарный «Борт Тюрикова»
Фото, видео: Wikimedia.org: 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Самое страшное в 1947 году началось после посадки. Экипаж и пассажиры несколько дней ждали помощи в тундре, превратив фюзеляж в бортовой журнал.
Масштабная памятная акция сейчас разворачивается и в Новосибирске. Там восстанавливают пассажирский лайнер, разбившийся в 1947 году на Таймыре. Все, кто находился на борту, уцелели. Самое страшное началось после посадки. Экипаж и пассажиры несколько дней ждали помощи в тундре, превратив фюзеляж в бортовой журнал — на стенках корпуса писали, как им приходилось выживать. Спастись смогли не все.
И сейчас вместе с деталями самолета инженеры по крупицам собирают и обстоятельства самой трагедии. Антон Золотницкий с подробностями.
Генеральная уборка проводится в самолете, который 70 лет пролежал в тундре. Все поверхности должны быть идеально чистыми, чтобы выявить малейшие дефекты и подготовить корпус к грунтовке.
«Покрытие у них шикарное, винты отворачиваются на раз-два», — говорит реставратор Андрей Мелентьев.
Американский «Дуглас» пережил десятилетия вечной мерзлоты. Теперь основная задача реставраторов — сделать так, чтобы самолет выглядел как новый. При этом стараются сохранить как можно больше родных деталей.
«Демонтировали все остекление самолета, демонтировали перегородки, поврежденные детали — на восстановление либо изготовление новых», — добавил реставратор Юрий Аверкин.
Крепкий листовой алюминий уцелел после жесткой посадки и выдержал проверку временем. Но вот столкновения с вандалами многие элементы не пережили. Большая часть начинки кабины разбита или украдена. Нетронутыми остались лишь несколько приборов.
«Нужно восстанавливать штурвалы, нужно восстанавливать все приборы, нужно восстанавливать все оборудование. Это, наверное, будет для нас самая большая сложность», — отмечает Александр Осокин, директор аэродрома «Мочище».
Найти оригинальные запчасти уже пообещали за океаном. И эта помощь будет сродни ленд-лизу, благодаря которому легендарный «Дуглас» Си-47 и оказался в Советском Союзе — еще в годы Великой Отечественной войны. У нашей страны появилась настоящая рабочая лошадка, способная перевозить пассажиров и грузы в условиях Крайнего Севера.
В 1947-м во время одного из таких рейсов у самолета отказали двигатели. Садиться пришлось в тундру — вокруг на сотни километров ни одной живой души. Командир корабля Максим Тюриков и часть экипажа погибли, отправившись за помощью. Но самое главное — удалось спасти всех пассажиров. Подмогу они ждали три недели.
Пассажиры делали записи, которые говорят о многом:
«11 мая — мы спасены!»
Теперь спасен и сам «Дуглас» — из объятий вечной мерзлоты в надежные руки. И спустя 70 с лишним лет самолет снова встанет в строй, на этот раз в качестве музейного экспоната. Реставрацию обещают завершить за два года.