Более ста российских вузов получили гранты в рамках проекта «Приоритет-2030»

302 0

Фото, видео: ТАСС / Карпухин Сергей, 5-tv.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Главная цель — подготовить лидеров научного знания, которым, в свою очередь, предстоит модернизировать все сферы нашей жизни.

Более ста российских вузов получили гранты на модернизацию своих образовательных программ. С нового года они начнут обучать студентов специальностям будущего, которые помогут совершить прорыв в медицине, энергетике, сельском хозяйстве.

Главная цель проекта «Приоритет-2030» — подготовить лидеров научного знания, которым, в свою очередь, предстоит модернизировать все сферы нашей жизни. Елена Хмура встретилась с будущими учеными.

«Биофотоника и тканевая инженерия», «Мягкая материя и физика флюидов» и «Биотехнологии». Это не термины из книг научной фантастики, а названия образовательных программ, которые уже со следующего года начнут изучать студенты МГТУ имени Баумана.

В этой лаборатории студентов, например, научат создавать из клеток живые ткани — точно такие, как в организме человека. Эти биоматериалы можно использовать для тестирования лекарств. Или при лечении — заменять поврежденные участки органов.

«Представьте, что это конструктор. Только отдельно взятые элементы, детали могут иметь размеры в микроны или даже доли микрон», — говорит декан факультета «Биомедицинская техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана Станислав Юрченко.

В ближайшие десять лет в России появится более трехсот новых профессий. Им будут обучать в вузах-участниках государственной программы поддержки университетов «Приоритет 2030» Минобрнауки.

УрФУ — один из тех, кто выиграл грант по направлению «искусственный интеллект» и подготовит специалистов, например, для энергетики. Они будут управлять электростанциями.

А выпускники ТГУ пригодятся в горной промышленности — разработают беспилотные системы для шахт.

«До этого в основном искусственный интеллект — это было такое создание каких-то математических моделей, которые могут например человека обыграть в шахматы. А сейчас методы искусственного интеллекта прямо входят в нашу жизнь, и их со временем будет все больше и больше», — считает директор школы профессионального и академического образования Уральского федерального университета Андрей Созыкин.

В Санкт-Петербургском политехническом университете сосредоточились на биоинженерии и биоинформатике. Первокурсница Екатерина Попова сразу решила — это именно то, что она хочет изучать — научиться редактировать геном. С такой технологией можно создавать новые виды растений и породы животных для сельского хозяйства. И даже бороться с онкологией — предотвращать появление опухолей.

«Мне было бы интересно быть научным сотрудников в какой-нибудь фармацевтической компании, либо в исследовательской лаборатории, которая занимается разработкой продуктов для лечения и применения в медицине», — рассказывает студентка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Екатерина Попова.

А выпускников ИТМО уже сейчас ждут для работы на новейших синхротронах, которые скоро построят во Владивостоке и Новосибирске. Там будут проводить исследования самых разных областей науки.

«Синхротрон — в таком очень широком смысле — это большой микроскоп. СКЛЕЙКА 07.46 Где вы можете рассматривать еще более маленькие объекты — размером не только с атом, но идти и вглубь атома», — поясняет ведущий сотрудник физического факультета ИТМО Дмитрий Карловец.

Вводить в учебный план новые, прорывные дисциплины со следующего года начинают вузы по всей стране. Лаборатории, высокоточные приборы — на все, что потребуется, по программе «Приоритет 2030» Минобрнауки университетам выделяют многомиллионные гранты.

«Для нас важно с помощью этой программы, средств этой программы войти действительно в число мировых лидеров по целому ряду крупнейших научных направлений. Университет — это вообще центр и драйвер социально-экономического развития, инновационного развития и региона, и страны в целом», — говорит ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

Взять на работу выпускников, которые обучатся всем этим новым профессиям, ведущие российские компании готовы уже сейчас. И часть молодых специалистов, как надеются в университетах, останутся в вузах, чтобы развивать отечественную науку.