Панкратов-Черный о смерти близкого друга и коллеги Наумова: «Он умел удивлять»

Фото, видео: unikino.ru; globallookpress.com / Ekaterina Tsvetkova; кадры из сериала "Десять лет без права переписки" (1990г. Мосфильм); 5-tv.ru

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

В беседе с 5-tv.ru артист сокрушался: из кино ушел удивительный человек и настоящий художник.

Из кино ушел удивительный человек и художник — так о смерти друга-режиссера Владимира Наумова сказал актер Александр Панкратов-Черный. О кончине автора культового «Бега» и «Легенды о Тиле…» артист узнал от журналистов. Сокрушался о своих утратах, вспомнив и о почившем на днях Александре Градском. Слишком много друзей и коллег похоронил в последнее время, сказал Панкратов-Черный.

Карьера актера началась в творческом объединении Владимира Наумова и Александра Алова. После ВГИКа и армии туда его привел кинорежиссер Марлен Хуциев после одной случайной встречи и короткого рассказа, мол, ищу работу. Тогда состоялось знакомство Панкратова-Черного с Наумовым, превратившееся со временем в крепкую дружбу, под его крылом артист снял первые фильмы, позже стал членом худсовета организации. Картины были, как отметил актер, очень «больные», цензура кромсала их беспощадно, но друг всегда поддерживал, помогал, просто был рядом.

«Он удивительно талантливый человек, потрясающей какой-то темпераментности, такой душевной темпераментности. Вы знаете, он, например, может отрепетировать сцену, снимать уже начинаем — и вдруг он все останавливает, потому что его посетила другая идея. Фантазии столько у него, просто фонтан! Он просто может во время съемки переделать и сценарий, и сцену, и режиссуру, ну то есть это что-то удивительное», — вспоминал о Наумове актер, все еще говоря о нем в настоящем времени.

globallookpress.com / Ekaterina Tsvetkova

Такой формат работы, признался артист, был порой очень трудозатратным, утомительным, но безусловно интересным. Невозможно было предсказать, что сегодня предложит режиссер и как пройдет съемочный день, какой в результате получится фильм. Чистое творчество художника.

Наумов был прекрасным графиком, здорово рисовал, как и его сокурсник Сергей Параджанов — их Панкратов-Черный считает истинными мастерами жанра и легендарными личностями. Жажда деятельности в Наумове была настолько неумолима, что он даже не мог высидеть собрание — брал с собой ручку, ватман и что-то все время рисовал, придумывал, планировал.

«Художник в полном смысле этого слова. Удивительный человек, прекрасное отношение к актерам, хотя очень строг, очень строг. Группа вся у него всегда на съемочной площадке, как в армии. Не только просто все готово (должно быть) для съемки, группа всегда что-то приготавливает для его фантазии, стараются угадать, а что сейчас будет. Потому что каждый съемочный день у Наумова — это обязательно какое-то новшество», — отметил актер.

По словам Панкратова-Черного, покойный Армен Джигарханян завидовал работавшему с Наумовым Иннокентию Смоктуновскому — ему удалось настолько хорошо сжиться с непредсказуемой манерой работы мастера, что в перерывах он умудрялся даже поспать, а по сигналу был готов к любой задаче и все исправно выполнял.

«Он очень любил актеров, ему всегда можно было что-то предлагать, он с интересом всегда выслушивал артистов… С прекрасным чувством юмора, любил слушать анекдоты, любил их рассказывать, больше — слушать», — говорит актер о Наумове.

кадр из сериала «Десять лет без права переписки» (1990 г. Мосфильм)

Артист рассказал, как однажды на съемках фильма «Десять лет без права переписки» режиссер задумал сделать его выше ростом. Партнер по кино Борис Щербаков был выше Панкратова-Черного на голову, но Наумову захотелось, чтоб было наоборот. Чтобы воплотить идею, на заводе ЗИЛ изготовили металлические ходули, в которых пришлось сниматься. Когда они сломались, и ждать починки нужно было месяц, Наумов решил — пусть Панкратов-Черный будет своего роста, переснимем все заново. Актер смеялся, вспоминая, как костылял в железках, причем в результате совершенно напрасно.

Владимир Наумов, ведомый эмоциями и порывами, мог вспылить, надерзить, потом тут же извиниться и наладить отношения. Работа для него была на первом месте. Энергии в мастере был такой запас, что все вокруг поражались, не увидеть этого было невозможно. Ни минуты он не мог бездельничать.

«Из кино ушел удивительный человек, конечно, удивительный. Он умел удивлять», — не находя лучшего слова для друга, повторял Панкратов-Черный.

В соавторстве с Аловым Наумов создал «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова, знаковую картину. В начале 80-х в партнерстве со швейцарскими и французскими коллегами они выпустили «Тегеран-43», в центре которого шпионско-политическая интрига и история любви длиною в жизнь. Кинодеятель много лет преподавал, руководил мастерской во ВГИКе, вместе с супругой, актрисой Наталией Белохвостиковой, вел актерско-режиссерскую мастерскую в Московской школе нового кино.

О смерти народного артиста СССР Владимира Наумова сообщили в Союзе кинематографистов России. О причине смерти и планах относительно церемонии прощания и похорон пока информации нет.

Ранее 5-tv.ru рассказывал о творческой судьбе скоропостижно скончавшегося музыканта Александра Градского.


Новости партнеров


Новости СМИ2