Эксперт по криптовалюте объяснил схему развода поклонников сериала «Игра в кальмара»
Эксперт по криптовалюте Михаил Худокормов объяснил мошенническую схему «SQUID»
Фото, видео: depositphotos / Cactii, 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Созданная на волне популярности корейского сериала криптовалюта оказалась мошеннической схемой. Эксперт Михаил Худокормов рассказал, как не попасться на уловки злоумышленников при игре на криптобирже.
Эксперт по блокчейну и криптовалюте Михаил Худокормов объяснил схему мошенников из мира криптотрейдеров. В эксклюзивном интервью 5-tv.ru он рассказал, в чем заключалась стратегия создателей криптовалюты «SQUID», названной в честь популярного корейского сериала «Игра в Кальмара».
«Если ты не хочешь делать достойный проект, лишь сделать так, чтобы собрать деньги — тебя называют „скамером“», — начал объяснять терминологию эксперт.
«Скам», или «кидалово» по-русски — это общее название любых мошеннических схем на английском языке — будь то поддельная техподдержка, требующая у вас данные кредитной карты, или создание финансовой пирамиды (в нашем случае — электронной валюты), направленной на отмывание денег. Яркий пример — на Западе печально известную «МММ» назвали бы именно «скамом».
По словам эксперта, распознать такой проект просто — но для этого знать, куда смотреть. А схема, надо сказать, не сильно сложная — даже если вы совсем не разбираетесь в криптовалютах.
«Как это делается — ты берешь и делаешь быстро, очень быстро, „white paper“ — это „белая бумага“ (дорожная карта проекта — Прим. ред.), в которой ты обещаешь в течении определенного времени реализовать этот проект. Дальше расписывается, на каком готовом блокчейне делается этот крипто-проект и криптовалюта, и далее ты уже выводишь этот проект на освещение, подключаешь социальные сети, вкидываешь немного денег, чтобы раскрутить этот проект — и все», — объяснил Худокормов.
Кажется сложно, но стоит перевести это на привычные термины — и сразу становится все понятно. К примеру — некий бизнесмен собирается запустить некий бизнес. Собирает деньги с граждан, желающих первыми получить продукт, который обычно стоит гораздо дороже, или вложить деньги в прибыльный проект, показывает им красивые презентации с планами развития — и продолжает привлекать все больше и больше финансов, вкладываясь в рекламную кампанию.
«Подключаешь интересных людей из мира криптоиндустрии, в плане, просто берешь и крадешь какие-то фотографии, и говоришь что этот проект [они и продвигают]», — привел пример рекламного хода эксперт.
И такое встречается сплошь и рядом — лица голливудских знаменитостей часто появляются на вывесках провинциальных магазинов. Но наш «бизнесмен» из примера пойдет дальше — скажет, например, что «бизнес» по производству модных женских сумочек продвигает, например, Ольга. Главное — чтобы об этом не узнали юристы артистки.
На самом деле, над этим трудятся всего несколько человек — пара программистов для создания сайта и несколько рекламщиков для продвижения. Точно так же происходит и в криптоиндустрии — только программистов надо чуть больше.
Не попасться на уловки мошенников очень просто — надо внимательно изучить «white paper» — дорожную карту. Кроме того, действуют такие же правила, как при покупке любого рода товара или услуги в интернете — изучите, как давно создан сайт, кто пишет комментарии в социальных сетях. Наконец (и вот тут посложнее), стоит обратить внимание на то, какой протокол использовался для создания криптовалюты.
«Если что-то где-то не срастается, если что-то где-то говорит вам о том, что цифры могут быть иными, или что начинается какой-то „бум“ очень быстрый и эффективный — здесь надо приостановить все свои умозаключения и подождать неделю-две-полторы, пока само криптосообщество и знаменитые интересные люди из криптоиндустрии не начнут обсуждать [тему]», — добавил эксперт.
Отдельное внимание стоит обратить на площадку, на которой криптовалюта выставляется на торги — продолжая пример с бизнесом по производству сумочек, каковы шансы найти настоящий брендовый аксессуар на вещевом рынке выходного дня?
По объяснению Худокормова, есть два типа торговых площадок — централизованные и децентрализованные. Первые выставляют на торги только самые популярные криптовалюты — Bitcoin, Ethereum и подобные, любой лот на таких биржах гарантированно не будет являться мошеннической схемой. На централизованной бирже не каждый сможет даже выставить свой лот! С другой стороны, на децентрализованных биржах каждый торгует, чем хочет — знай себе, плати за размещение.
Собственно говоря, от этих торгов и отталкиваются мошенники, решившие заработать денег — изначально на фоне рекламной кампании и законов рынка стоимость криптовалюты будет расти, люди будут ее покупать, отдавая мошенникам деньги. Но, когда не поддержанная маркерами (рынком) валюта неминуемо начнет обваливаться — сайт и социальные сети разработчика «вдруг» окажутся недоступны.
Причин тому, что люди попадаются на подобные уловки, эксперт назвал три — человеческая лень, нежелание погружаться в суть проекта и поспешные заявления некоторых лиц от мира криптовалют.
«Некоторые криптоэнтузиасты не читая сам проект и не вдаваясь в подробности этого проекта постили у себя в соцсетях, либо давали какие-то комментарии на телевидении, на радио, в интернете, что это крутой проект, что это интересная штука и т. д. и т. п., и тогда люди будут верить тем людям, которые имеют большой вес в криптосообществе», — пояснил эксперт.
Людей, теряющих деньги от действий мошенников, много во всем мире — эта проблема не уникальна для России. Но, пожалуй, стоит выделить еще две проблемы, о которых эксперт не упомянул — при «заигрываниях» с криптовалютами люди часто забывают, что это — тоже рынок, и разбираться в том, как работают сами криптовалюты так же важно, как знать законы рынка и экономики.
Ранее 5-tv.ru приводил мнение другого эксперта, журналиста Виктора Мараховского, порассуждавшего о том, возможно ли выиграть в мировом криптовалютном казино.