Золото раздора: отдавшая скифские сокровища Киеву Европа фактически признала Крым российским
Отдавшая скифские сокровища Киеву Европа фактически признала Крым российским
Фото, видео: РИА Новости; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Апелляционный суд в Амстердаме постановил передать скифское золото Украине.
Рейдерским захватом назвали в Крыму решение Амстердама по Скифскому золоту — суд признал сокровища собственностью Украины. Коллекцию уникальных экспонатов вывезли с полуострова в 2014 году на выставку в Нидерланды. Когда Крым вошел в состав России, Украина тут же заявила свои права на золото. Суды длились несколько лет./
Виталий Чащухин — о международном скандале.
Скифское золото во все времена сеяло раздор, и несло несчастье, теперь над ним окончательно нависло еще и юридическое проклятие. Спустя долгие годы разбирательства они возвращаются не на Родину в музеи Крыма, а достаются Киеву — логика в этом решении едва ли прослеживается.
«Если я употреблю слово „мерзко“ — так я выражу свои чувства. Это мерзкое отвратительное решение, которое не только нарушает права крымчан. Это просто типичное решение из которого сквозят двойные стандарты», — возмутился директор ГБУ республики Крым «Центральный музей Тавриды» Андрей Малыгин.
Здесь голандский суд отдает наследие одного народа абсолютно другому государству. Что касается сохранности, о чем можно судить и утверждать, учитывая ситуацию на Украине. В таких условиях что со всем этим будет — теперь остается только догадываться и надеяться на лучшее.
Украина напала на эту «золотую жилу» после 2014 года, когда Крым присоединился к России. В этот момент сотни уникальных экспонатов были на гастролях в Европе, что и сделало их заложником территориальных споров.
От немецкого Бонна до музея Алана Пирсона в Амстердаме в самый разгар Евромайдана ни у кого и вопросов не возникало, кому принадлежат все эти артефакты, которые вот уже как пять лет разглядывать и изучать можно только по сохранившимся картинкам. Куратор европейского турне скифского золота отбирала самое лучшее — утрата непоправимая.
Музей в Амстердаме в какой-то момент в нарушении всех договоренностей просто взял и захлопнул двери, заявив законным крымским владельцам, мол «руками — не трогать». А теперь готовится предъявить им еще и счет за длительное хранение. А вот украинские «золотообидчики» все эти траты своими почему-то не признают.
«Получается ситуация, когда они и те же коллекции, с одного и того же памятника, скажем, так из одного и того же комплекса оказываются разделенными на несколько музеев, что конечно нехорошо с любой точки зрения. Простому человеку понятно, откуда вещи взяли туда они и должны вернуться», — пояснил доктор исторических наук Вадим Майко.
Впрочем, если Киев полагает, что в своем нынешнем бедственном положении напал на действительно «золотую жилу», то ошибается. Как раз золота среди этих украденных по существу вещей не так уж и много.
Несправедливость сегодняшнего решения еще и в том, что никакая другая земля кроме Крымской, где и были найдены эти артефакты, претендовать на них исторически не может. И ведь Киев с пустыми руками изначально не оставался: на вывезенную в Европу украинскую часть коллекции в Крыму не претендовали.
«Это прецедент, и то, что Украина пытается забрать или суд пытается отдать Украине, это конечно высшая мера несправедливости, потому что такие вещи как змееногая богиня, которая имеет огромную мировую ценность, и фактически является единственной сохранностью в мире или сарматские танги — они ценны тем, что на этой земле найдены, они ей принадлежат», — подчеркнула генеральный директор Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник Татьяна Умрихина.
Но голландские судьи в своих темных мантиях, как те «черные копатели» оказались с Украиной заодно. Политизированное музейное дело привело к буквальному разграблению сокровищниц Крыма. Между тем, нельзя не отдать суду Амстердама должное, еще одна юридическая коллизия: возвращая скифские артефакты на Украину, Европа точно соглашается, что сам полуостров Крым Киеву — не принадлежит. И разве что только это на вес золота.