Минобрнауки запускает масштабный эксперимент по межвузовской мобильности

458 0

Фото, видео: Depositphotos / gpointstudio; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Учиться в политехническом на инженера. Но параллельно при этом прослушать курс по праву, например, в СПБГУ. Или изучить азы геологоразведки в горном институте. Как это возможно? В материале 5-tv.ru.

Поддержат и российских студентов: им разрешат учиться на бюджете сразу в нескольких вузах. Минобрнауки готовит масштабный эксперимент, который позволит учащимся выбирать: в каких учебных заведениях изучать отдельные предметы.

Что такое — межвузовская мобильность? И когда студенты смогут сами решать, где сидеть на парах? Выяснял Роман Ишмухаметов.

Учиться в политехническом на инженера. Но параллельно при этом прослушать курс по праву, например, в СПБГУ. Или изучить азы геологоразведки в горном институте. Уже со следующего года Минобрнауки начнет эксперимент по развитию межвузовской мобильности.

Фаниль Бахтияров учится новой и очень популярной сейчас специальности — педагогический дизайн. Он придумывает, как донести любую информацию в доступной форме — от кибернетики до развития животноводства в нечерноземной полосе. Фаниль и сам, возможно, скоро сможет обучаться педагогическому дизайну не только в своем университете.

«Я знаю, как учат педагогическому дизайну у нас и мне было бы интересно узнать, как идет обучение этому же в другом вузе», —признается студент.

Некоторые российские вузы уже сегодня заключают сетевые договоры с другими высшими школами. Например, в том же Политехе Петра Великого омские студенты осваивают курс цифровой грамотности, а петербуржцы изучают часть дисциплин на Урале. Зачем нанимать нового преподавателя в свой штат, когда в другой высшей школе уже есть готовый разработанный курс? Вузы присматриваются к друг другу, к эксклюзивным образовательным программам, которые они предлагают.

«Понимаете, для того, чтобы отправить студентов, например, в вуз „икс“ — это вуз должен представить онлайн ресурсы, и эти онлайн-ресурсы должны быть качественными, чтобы я как руководитель образовательной программы смогла выбрать эти курсы», — поясняет директор центра открытого образования спб политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Светлана Калмыкова.

В целом, схема выглядит так — вуз рекомендует студентам определенный набор программ и дисциплин в других институтах. Ехать никуда не надо — все онлайн. Но качество обучения проходит строгую экспертизу и выбор не может быть случайным. Например, студенты легендарного петербургского ИТМО подводную робототехнику осваивают в дальневосточном федеральном университете. Потому что лучше — ее нигде не преподают.

«Нужно искать уникальные возможности, программы, лаборатории, которые есть в вузах по всей стране и пользоваться сильными местами, сильными точками роста, сильными коллективами, с ними взаимодействовать», — говорит руководитель программы развития, первый проректор университета ИТМО Дарья Козлова.

Сегодня в России больше тысячи двухсот высших школ. Львиная доля — государственные, но есть и частные. В них учатся больше четырех миллионов студентов.

И все-таки десятка лучших вузов из года в год почти не меняется. В свежем рейтинге на восьмом месте только один вуз из региона. Эти «избранные» университеты — и так получают большее финансирование, чем остальные, и вот теперь встает вопрос — как будут рассчитываться между собой вузы за обучение? Да и захотят ли вообще университеты из числа первых — сотрудничать с теми, кто в других «десятках»?

«Риски данного проекта заключаются в том, что он может привести к тому, что у вузов, которые беднее, деньги будут отбираться и перекачиваться к тем вузам, которые богаче. Если такой проект запускать, то это должны быть федеральные деньги», — считает депутат Госдумы РФ Олег Смолин.

Если сданный зачет или экзамен в «родственном» вузе будет принят в основном месте обучения, то получить, скажем, сразу два диплома будет нельзя. Альма-матер, во всяком случае пока, для студентов — останется единственной.