Петербург «уходит» под землю: магазины, парковки, гостиницы будут строить на минусовых этажах
Фото, видео: depositphotos / Imaginechina-Tuchong
Вполне возможно, что в скором будущем Северная столица превратится в многослойный торт. Парковки, гостиницы и магазины спрячут под землей.
Новость о том, что в Петербурге направят дополнительно 150 миллиардов на развитие метрополитена, всколыхнуло самые смелые архитектурные умы. Может, вместе с подземным транспортом выкопать и другую инфраструктуру? Торговые центры, парковки, автодороги. Благо, примеры перед глазами — в Швеции и Финляндии этажи строят одинаково быстро и вверх и вниз.
Корреспондент МИЦ «Известия» Сергей Хайдаров узнал, что уже есть десятки проектов, как обустроить подземный Петербург.
Фраза «залечь на дно» в Петербурге может получить новый контекст и означать, например, поход в торговый комплекс или фитнес-клуб. Центр города, вполне возможно, станет похож на многослойный торт. Тут тебе и парковки, и гостиницы, и магазины. В общем, все то, что мы привыкли видеть в обычной наземной жизни.
«Под землей должны спрятаться развязки, подземные коммуникации, вся инженерная инфраструктура. Должны возникнуть проходные коллекторы для коммуникаций. Мы, в конце концов, должны исключить в нашем городе бесконечное ковыряние земли», — сказал гендиректор Института геореконструкции Алексей Шашкин.
Петербург будет расти вниз потому, что вширь уже некуда. Сделать из города подобие этажерки хотели и раньше, впервые идею предложили в 70-х. Но успешных проектов нет до сих пор.
За последний век в Петербурге были примеры, когда городская жизнь уходила под землю. К примеру, когда-то здесь проходил адмиралтейский канал и 20 лет назад под Площадью труда появился подземный торговый комплекс, который должен был стать местом притяжения туристов. Но после открытия он не пользовался популярностью и превратился в обычный пешеходный переход.
Текущие Грунты и подводные реки в Петербурге — как плохие соседи сверху. Постоянно топят. Под водой каждый год оказываются станции метро. Тонул и подвал Большого драматического театра, а вот строительство подземной сцены Мариинки чуть не привело к разрушению соседних зданий.
«Строительство глубоких котлованов не бывает без осадочного строительства, но существуют технологии, которые позволят снизить риск деформации подземной застройки», — рассказал Рашид Мангушев, заведующий кафедрой гидротехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Строить что-то под землей дороже, чем на ней почти в три раза. Но некоторые специалисты уверены, что подземные рестораны и отели в центре города с его проходимостью — окупятся лет за 20.
«Остались сотни гектар где можно развивать необходимые для города объекты. Вместе с этим очень серьезный интерес есть у инвесторов к территориям Санкт-Петербурга», — сказал Дмитрий Панов, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России».
Еще в советском плане, который так и не реализовали, под городом должны были появится два тоннеля для поездов. Один бы соединил Финляндский и Балтийский вокзалы. Второй планировали проложить между Финляндским и Московским, и он стал бы частью высокоскоростного движения от Москвы до Хельсинки. Нужен ли такой проект сейчас еще предстоит разобраться, рассматриваются все идеи
«Например, сделать подземное пространство под конюшенной площадью. С тем чтобы сделать там и парковки и какие-то сопутствующие функции», — предложил Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга.
Подземные города уже строят по всему миру. В Финляндии прямо под Хельсински — 24 часа в сутки кипит жизнь. Протяженность пешеходных путей подобного проекта в Монреале — 32 километра. Впрочем, и некоторые петербуржцы не против жить под землей.
Так или иначе о жизни в подземном Петербурге еще говорить рано. Для начала надо «спрятать» под землю коммуникации и автомобили, в которых сейчас Северная столица буквально утопает.