Кто и как пытался сорвать голосование на осенних выборах в России
Фото, видео: ТАСС /Геодакян Артем; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Федеральная избирательная кампания накануне завершилась, выдержав проверку на прочность во всех вопросах.
Нынешние выборы стали проверкой на прочность и для технической стороны голосования. За три выборных дня было совершено около 20-ти кибератак. Кто и как пытался сорвать голосование — расскажет Максим Прихода.
Зеленое полотно для постановочных съемок, почти настоящая урна для голосования и бюллетени пачкой в качестве реквизита. Тут же камера, актеры. Это кустарная телестудия, в которой клепали фейковые видео о якобы вбросах и нарушениях на выборах. Остается выяснить, кто отдал команду «мотор».
«Просто у нас есть заказчик».
Цель у подобных видеовбросов и других фальшивок в соцсетях одна: подорвать доверие к выборам.
«Так получилось, что фактически за три дня мы вышли на цифру около 15 тысячи фэйков о выборах –плюс, минус. Цифра очень серьезная. И мы увидели насколько быстро они могут распространяться, как лесной пожар в сухое время года. И это большая проблема», — считает первый зампредседателя координационного совета Общественной палаты РФ по контролю за голосованием Александр Малькевич.
Кто-то пугает избирателей тем, что на участках якобы ловят должников по алиментам. Кто-то возмущен тем, что после закрытия участков сотрудники комиссий отправляют в КОИБы бюллетени один за другим. Потом выясняется, что это тех, кто голосовал на дому и все по регламенту. Или вот: по сети расходится видео: женщина ставит галочки на бланках. Ну точно махинации! Нет! Видео — снято до выборов. Тестируют КОИБы.
«Новая тенденция в этом — как правило это то, что это откровенная ложь — может быть ее и стало даже несколько меньше. А вот неправильные интерпретации — ее стало намного больше. Делают-забирают видео — старое видео или новое видео. Делают фотографии и пытаются совершенно правильным понятным действиям придать какую-то интерпретацию, чтобы из этого следовало, что это нарушение избирательного законодательства», — поясняет председатель координационного совета при Общественной палате России по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.
Но тем не менее, на каждое такое сообщение работники ЦИК незамедлительно реагируют, проводят проверку. И уже — замучились опровергать.
«У меня уже больше нет ни сил, ничего что-то еще говорить. Уважаемы коллеги, пожалуйста!» — призывает глава ЦИК Элла Памфилова.
Впрочем, и реальные нарушения — есть. Несколько на всю страну. Вот самое нашумевшее видео: уборщик закрывает шваброй камеру. Но есть вторая, которая фиксирует, что в этот момент проводятся какие-то манипуляции с сейфами. Теперь фигуранты махинации — не уйдут от ответственности.
«Ну я скажу — это верх цинизма и наглости! И полной уверенности в безнаказанности, если организатор этого не сядет в тюрьму! Ну я не знаю, что надо делать», — подчеркнула Элла Памфилова.
Решиться на такое в условиях, когда все происходящее на участках рассматривается чуть ли не под микроскопом — мог только безумец.
Видеонаблюдения на участках все три дня велось круглосуточно. Всего установили около ста тысяч камер высокого разрешения. Это больше, чем общее число избирательных участков в стране.
Критике пытались подвергнуть и электронное голосование, но тут все — максимально настолько прозрачно и надежно. Важнейшая процедура в рамках подсчета голосов. Соединение электронных ключей шифрования. В данном случае — московских. До этого код, сгенерированный компьютером, разделили на семь частей, каждую часть записали на защищенные флешки и только теперь, когда голосование завершено их собирают воедино.
«Сама архитектура электронного голосования построена на принципах блокчейн. Блокчейн это система распределенного хранения данных, где каждый элемент он проверяем, проверяем — на целостность. На этом построены и финансовые инструменты различные и технологии безопасности», — поясняет политолог, модератор пресс-центра Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Александр Асафов.
Но и сама система ДЭГ — дистанционного электронного голосования, и сайт ЦИКа, и другие связанные с выборами ресурсы — все эти дни подвергались практически круглосуточным кибератакам.
«Все время идут атаки, особенно и на московскую. Все время идут и на наш сайт –просто вот как раз они и подтверждают. Мы уберегли эту систему от непредвиденных во вторжения, которое позволяет и так же, как автономная наша государственная –автоматизированной систем „Газвыборы“ — остаться неуязвимой», — заявила Памфилова.
Специалисты отследили: атаки шли с территории с территорий США, Германии, и Украины. Примерно такова же и география производства фейковых информационных вбросов. При этом сами иностранные наблюдатели, в том числе и из стран запада — которые реально приехали в россию — верят своим глазам, а не тому, что пишут в соцсетях.
«Эти выборы отлично организованы: они прозрачны, кандидаты хорошо представлены. Я не видел никаких нарушений ни на одном из участков. Для меня выборы были проведены честно», — заявил международный общественный эксперт из Франции Жераль Оливье.
«Мы смогли убедиться в том, что РФ прилагает все больше и больше усилий, чтобы улучшить транспарентность выборов», — добавляет международный общественный эксперт, политолог Жан-Мишель Верноше.
Избирательный марафон не мог пройти без нападок со стороны «партнеров». Уж если Европарламент заранее заявил о готовности не признать результаты выборов в нашей стране — вряд ли стоит удивляться тому, что на дискредитацию голосования брошены значительные силы. Однако — выборы прошли успешно. Все атаки — отражены. Фейки — развенчаны. И это в очередной раз доказывает, что никто не вправе влиять на выбор политическое будущего России, кроме самих россиян.