Голубая среда: к чему приведет Европу реактивный взлет цены на природный газ
Фото, видео: Depositphotos / vantuz; 5-tv.ru
Всего за сутки стоимость топлива в ЕС подскочила почти на четверть.
В начале этой недели цена на газ установила исторический рекорд в Европе. Тысячу кубометров продавали за почти тысячу долларов. Такого рынок голубого топлива не знал никогда. Как говорят эксперты — волатильность, но катастрофическая. Причем даже когда цена немного отыграла назад, стоимость электричества продолжила расти. И вот что печально: одна из причин кризиса — провал зеленой энергетики и чтобы кризис преодолеть по всей Европе расконсервируют угольные станции, а экологи в это же самое время продолжают атаковать «Северный поток — 2». Странные они все-таки… Особенно когда небывало холодная зима так близко. Корреспондент МИЦ «Известия «Кирилл Сергеев расскажет больше.
День, который на европейских биржах уже окрестили «голубой средой». Это не просто подъем, а реактивный взлет цены на природный газ. Всего за сутки стоимость топлива подскочила почти на четверть. Западные брокеры — в шоке. Такому взрывному росту мог бы позавидовать даже биткоин. В начале лета тысячу кубометров газа отпускали за три сотни долларов, на этой неделе — едва ли не за тысячу. Ближе к выходным котировки, правда, заметно упали. Но это только добавляет нервов.
«Мы не уверены на сто процентов, что цена перестанет расти. Пока рынок очень хаотичен и эмоционален. Все будет ясно, когда придут холода — тогда цена окончательно скорректируется», — считает финансовый аналитик Карли Гарнер.
О том, что зима действительно близко, европейские власти будто вообще забыли. Подземные хранилища стран ЕС заполнены, в лучшем случае, на две трети. У наиболее крупных потребителей — включая Германию, Австрию и Нидерланды — запасов еще меньше. К отопительному сезону, который стартует уже в октябре, восполнить резервы точно не выйдет. А того, что есть, по прогнозам аналитиков Goldman Sachs, хватит на пару месяцев.
«Уже упало потребление, во всем мире начинает падать. Кто-то переходит на мазут, кто-то на уголь, кто-то — на дрова. Кто-то, если денег нет, совсем замерзает», — уверен директор института Национальной энергетики Сергей Правосудов.
Примерно такая же тепловая смерть грозила Европе и прошлой зимой: тогда спасли только дополнительные закупки газа. На этот раз лишним кубометрам взяться неоткуда: партнеры из США перенаправили поставки в Азию, а до запуска «Северного потока — 2», судя по всему, больше, чем пара месяцев. Педантичная машина европейской бюрократии — будто назло своим же гражданам — откладывает старт до января.
«Немецкий регулятор может принять решение за четыре дня. А может по закону за четыре месяца или восемь. Потому что потом все это отправится на согласование в правительство, еще куда-то. И возникает вопрос в желании. Вам что нужно? „Шашечки“ или „ехать“? Вы что хотите?» — говорит руководитель Фонда Национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Разобраться в своих желаниях, правда, придется как можно скорее: вслед за газовым кризисом на Европу надвигается энергетический. Электростанции, которые работали на газе, постепенно снижают выработку. А ветрогенераторы и фермы солнечных панелей банально не справляются с нагрузкой. В Британии, к примеру, уже смахнули пыль с давно закрытых угольных станций. О том же помышляют и в Германии.
«Если мы хотим отказаться от угольной и атомной энергии одновременно, то единственный вариант — получать недостающее от соседних стран. Но это большой риск. И ставка на зеленую энергетику явно проиграла», — заявляет профессор Бранденбургского технического университета Харальд Шварц.
Первые жертвы энергокризиса, к слову, тоже появились на этой неделе. Снова в Британии из-за нехватки топлива закрываются заводы калийных удобрений, поставив под угрозу посевную озимых. И лишив заработка тысячи человек. В пока что солнечной Испании — взвинчивают цены на электричество в квартирах. Готовить дома, да и просто включать свет — убийственно дорого.
«Так получилось, что бытовой техникой на кухне — стиральной машиной, духовкой мы можем пользоваться только после 12 ночи. Это самое выгодное время», — рассказывает жительница Испании Светлана Сударикова.
В Восточной Европе, где зарплаты еще ниже, о стирке с готовкой можно будет и вовсе забыть. Всего за два года цена на газ в Польше и без того подскочила на 40%. На Украине, где кубометр стоил 2,5 гривны — почти троекратный рост, вдвое за то же время газ подорожал в Эстонии. Теперь совсем неэкологичные электростанции на сланце распечатывают и под Нарвой. Лучше уж задохнуться, чем замерзнуть.
«Сложно сказать, когда что-то изменится и изменится в положительную сторону. Страна ищет решение, чтобы не вышло так, что люди просто не смогут платить за электроэнергию», — вынужден признать советник министра экономики и коммуникаций Эстонии Тармо Таммисте.
При том, что сами европейские чиновники буквально наступают себе на горло. Польские власти пытаются ограничить объем поставок по «Северному потоку — 2» до 50%, в немецком движении «зеленых» — призывают запретить запуск из-за возможного вреда экологии. О выбросах от угольных и сланцевых станций, которые теперь снова дымят по всей Европе, правда, почему-то — ни слова.
«Это высокоароматические соединения, в том числе, крайне сложные органические соединения у нас летят в трубу, отфильтровать их практически невозможно. Газ, который идет по „СП-2“ — другое дело. Он проходит тщательнейшую очистку, чтобы соответствовать самым высоким требованиям», — рассказывает экологи Илья Рыбальченко.
Пока в ЕС размышляют вредных выбросах, синоптики дают конкретный прогноз: грядущая зима, как и год назад, обещает быть холодной. И, вероятно, затяжной.
«Уже с октября станет холоднее обычного», — такой прогноз делает ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.
Так что пока европейцам остается верить в лучшее и надеяться разморозку — хотя бы в отношении пуска «Северного потока — 2». В противном случае, уже к декабрю самыми желанными подарками от Санта Клауса кое-где, возможно, окажутся свет и тепло.