Антиковидное творчество: как «карантинки» вошли в историю развития русского языка
Фото, видео: Depositphotos / digiart; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Петербурге выпустили даже «Словарь русского языка коронавирусной эпохи».
COVID-19 обогатил русский язык новыми поговорками и пословицами. В Петербурге выпустили даже «Словарь русского языка коронавирусной эпохи». И, по мнению лингвистов, сборник уже войдет в историю.
Некоторые анти-поговорки уж выучил наш корреспондент, Андрей Захаров.
«Дружба дружбой, а полтора метра врозь», «Не имей сто рублей, а имей антисептик». В лингвистике для этого явления есть термин дефразеологизация — изменение структурного и семантического характера устойчивого выражения. По словам авторов нового словаря, такие антипословицы — это отражение ковидного мира в зеркале русского языка, который похоже уже больше не будет прежним.
«С инфицированными жить — в карантине выть», «Незваный гость — хуже инфицированного», — цитирует пословицы профессор кафедры славянской филологии филологического факультета СПбГУ Валерий Мокиенко.
Профессор петербургского университета Валерий Мокиенко ковидные антипословицы нежно зовет «карантинками». В его словаре их уже полсотни и это число продолжает расти.
«К сожалению COVID нас не отпускает, и язык продолжает на это реагировать», — добавляет профессор.
Источником вдохновения для лингвистов стали интернет-СМИ и блоги. Онлайн-коммуникация, говорят, лучше всего отразила в пандемию изменения языка. Чего там! Всей культуры!
Частушки про вакцинацию теперь сочиняют и исполняют все от мала до велика — в Домах культуры, клубах по интересам для пенсионеров и даже в центрах детско-юношеского творчества. В Гатчине под Петербургом коллектив из двух человек на таком ковидном материале уже успел сделать имя и заработать — победу на областном конкурсе частушек про пандемию.
«Культура, в том числе от нее в этот и за прошлый год пострадала. Естественно мы не можем полные залы собирать. Естественно хотелось внести свою лепту», — считает режиссер массовых мероприятий Центра творчества юных Диана Светлолобова.
Челлендж с хештегом «ПрорвемсяПривьемся» возник в разгар инфо-демии. Эпидемии слухов и паники противостоит движение факт-чеккеров — так называемых народных борцов за достоверность.
«Мы в первый раз видим вот такое колоссальное бедствие, которое по полной программе отражается в виртуальном пространстве», — поясняет доктор филологических наук, директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии Дмитрий Спивак.
Директор петербургского института культурологии напоминает удары по общественному сознанию у нас уже были — холера при Пушкине, чума при Екатерине, испанка при молодых Советах. Но тогда не было интернета, который связал и уровнял — и низкое и высокое творчество, и звезд и простых людей.
«Наша жизнь не станет прежней. Я в этом убежден. К прежней жизни мы не вернемся», — уверен народный артист РФ Александр Розенбаум.
В масках и с ковидными узорами даже дед мороз со снегурочкой. Современные художники смотрят на происходящее в мрачных тонах. Хотя это как посмотреть — оптимизм нынче не в цене.
Одной из самых успешных выставок последних лет у этой галереи в центре Петербурга стала посвященная пандемии. Из трех десятков работ осталось всего две. Копейкин, Ложкин, Гавричков. Каждый из них сам переболел ковидом, а теперь ими болеют ценители современного искусства.
«У нас была выставка посвященная смерти, например. И там были картины в основном все про смерть. Она куплена вся. А было больше 100!» — поясняет директор галереи Николай Васильев.
То же самое с видео, музыкой и мемами. Ученые из российской академии образования пришли к выводу — картинки про коронавирус лайкают в пять раз чаще других. Но волна эта рано или поздно спадет, предупреждают лингвисты и культурологи. Либо с победой над пандемией, либо с появлением новых недугов. Вероятно, душевных — ведь зацикливаться на чем-то одном — вредно для здоровья!