Дом Радио передал Центральному госархиву уникальную аудиобиблиотеку
Фото, видео: 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
На пленках запечатлены ключевые исторические события, в числе которых празднование 250-летия Петербурга, открытие первой станции метро, а также голоса Ольги Берггольц, Дмитрия Шостаковича и других выдающихся людей.
Вся история Петербурга, собранная в уникальных аудиозаписях, сменила прописку. Вслед за блокадными пленками Дом Радио передал Центральному госархиву кинофотофонодокументов и остальную аудиобиблиотеку. В ней отражены все ключевые события — такие как празднование 250-летия Северной столицы или открытие первой станции метро.
Есть даже уникальные записи Эдиты Пьехи, сделанные в те времена, когда она еще пела на польском языке. Корреспондент МИЦ «Известия» Роман Ишмухаметов все это услышал. Подробности в репортаже.
Высокие — от пола до потолка стеллажи Дома Радио — постепенно пустеют. Пленки из «Золотого фонда» с Итальянской, 27 — в Центральный госархив кинофотофонодокументов Петербурга перевозят на хранение с особой заботой и вниманием. Ни один звучащий на них голос — не будут потерян для будущих поколений.
«Для условий транспортировки еще более жесткие условия применяются. Там фигурируют вопросы, связанные с ликвидаций антистатических вещей, механического повреждения. Поэтому каждая коробка, перемещаясь с нашего хранилища в архивный комитет, вкладывается в пластиковый антистатический короб», — говорит заместитель генерального директора, управляющий делами АО «Телерадиокомпания «Петербург» Алексей Соколов.
Старейшие записи, связанные с самой трагической, черной страницей в жизни города — блокадой, с голосами Ольги Берггольц, Дмитрия Шостаковича, фронтовыми сводками и очерками о жизни Ленинграда Пятый канал передал в архив еще зимой. Сейчас на бессрочное хранение перевозят все послевоенные записи.
«В этом помещении специально сделали заземление у каждого стеллажа, чтобы пленки не размагничивались. Ведь они уже не только хранители информации, но почти музейные экспонаты. Сохранится им поможет и специальный микроклимат», — показывает корреспондент МИЦ «Известия» Роман Ишмухаметов.
Фонотека Дома Радио — огромна — больше полумиллиона пленок.
«По окончанию перемещения Центральный архив кинофотофонодокументов станет одним из самых крупных собраний фонофондов в Российской Федерации», — говорит директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Оксана Морозан.
С пленок этих, по сути, говорит сама наша жизнь, длиною в десятилетия. И каждый звучащий голос — становится частью нашей общей истории. Рассказывающей и о Ленинградском Дне Победы, и о праздновании 250-летия Северной столицы, об открытии первой станции метро. Или даже о визите в Ленинград — первого победителя международного конкурса Чайковского — прославленного пианиста Вана Клиберна. В аэропорту Пулково в 1960-м — американец неожиданно заговорил по-русски.
Десятки, а то и сотни тысяч часов, которые еще предстоит внимательно отслушать историкам, культурологам, искусствоведам — всем, кто хочет больше узнать о Северной столице.
«Записи на пленки стали делать где-то еще в середине сороковых годов. Все самое интересное и значимое, что происходило в мире, то, что происходило у нас в городе старались записывать на пленки. Это в сущности эксклюзив», — убежден заведующий фонотекой Эдуард Дроздов.
И не только с точки зрения истории, но и культуры.
«Очень редкая запись ансамбля „Дружба“. Сделана 5 июня 1956 года. Солистка — Эдита Пьеха. Тогда она едва переехала в Советский Союз и пела исключительно на польском. Русский только начала осваивать в Ленинградском университете», — говорит Роман Ишмухаметов.
А на этих эксклюзивных кадрах, сделанных в середине 1980-х, уже народная артистка Эдита Пьеха вспоминает родные студии в стенах на итальянской.
«Я здесь записывалась еще, будучи девчонкой. Приходила в студию. Стоял один микрофон. Я желаю себе почаще здесь бывать», — вспоминает народная артистка РСФСР Эдита Пьеха.
Записывались здесь не только эстрадные артисты. Спектакли, в том числе детские — стали одной из визитных карточек Дома Радио.
После реконструкции начала 1950-х — Ленинградский Дом Радио — становится одним из самых совершенных студийных комплексов в Советском Союзе.
«Подбирались определенные акустические параметры под разные жанры. Если это радиоспектакль — третья студия, это одна — акустика. Для симфонических оркестров — первая студия», — рассказывает начальник отдела радийного производства Игорь Парнас.
Это — бесценное аудионаследие полностью перевезут в архив еще до конца лета. Далее начнется — скрупулезное описание и изучение пленок. И, конечно, продолжится их оцифровка. Записи станут доступны для изучения — в читальном зале архива.