«Привет XXI веку»: какой получилась опера «Опричник», поставленная начальником из АП

657 0

Фото, видео: mikhailovsky.ru, 5-tv.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Премьерные показы не самой простой оперы Чайковского начнутся на сцене Михайловского театра с 18 мая.

В театральной жизни Петербурга, да и всей России, появилась уникальная постановка. На сцене Михайловского завтра, 18 мая, начинаются премьерные показы оперы «Опричник» Чайковского. Не самого простого произведения мэтра.

Но его режиссер и не привык к легким путям. Ведь по своей официальной должности Сергей Новиков — начальник Управления президента России по общественным проектам — одного из подразделений Администрации Президента (АП). Постановку с государственным размахом оценил корреспондент МИЦ «Известия» Андрей Захаров.

Распеваться перед репетицией «Опричника» Чайковского для солистки Михайловского — обычное дело даже в коротких паузах между интервью. Роль обязывает.

«У Чайковского мало знаю для себя, где будет три ариозо еще, два красивых дуэта, плюс ансамбли, поэтому мне повезло — Наташа у меня прекрасная героиня», — говорит солистка Михайловского театра Валентина Феденева.

После соло в «Женитьбе Фигаро», «Волшебной флейте» и «Паяцах» у главного сопрано петербургского театра роль куда более трагическая — несчастная возлюбленная молодого боярина Андрея Морозова, который становится опричником.

С первой премьерой сезона Михайловский театр перемещает нас в Москву XVI века — в котел беспощадной борьбы опричнины во главе с Иваном Грозным и феодального боярства — «земщины». Между этими враждебными силами и колеблется Андрей. Он уходит в опричники, чтобы вернуть невесту и отомстить князю, разорившему его семью.

«Опричник» Петра Ильича Чайковского — его первая опера, имевшая успех, но по-прежнему редко исполняемая. Задача постановщиков — восстановить справедливость и заново открыть ее для публики. Режиссер — не из мира искусства, а из большой политики — начальник Управления президента России по общественным проектам.

«Мне бы хотелось в будущем заниматься постановкой оперы постоянно, но это нельзя сделать вдруг в 60 лет!» — признается режиссер Сергей Новиков.

Сергей Новиков, которого уже месяц чаще можно увидеть в худи, чем в деловом костюме, для своего культурного проекта специально ушел в отпуск — смена деятельности и реализация детской мечты — в свободное от госслужбы время он уже восемь лет ставит оперы в разных городах России.

Режиссер и высокопоставленный чиновник рассказывает: фокус в постановке — на исторический контекст, бессмысленную жестокость опричнины. А главная цель — вернуть в художественный оборот первую завершенную и не уничтоженную оперу Чайковского.

Во всех информационных справочниках написано, что композитор нещадно, прямо по 5-10-15 страниц подряд сокращал, зачеркивал, убирал повторы и длинноты. Но феноменальная музыка от этого только выиграла. Поэтому эту оперу можно открывать заново и через 150 лет после ее появления.

Поэтому, когда директор Михайловского театра предложил поставить «Опричника» уже ставившему на этой сцене «Реквием» Верди — у оперы Чайковского началась новая жизнь и новое прочтение. Постановщики не сократили ни одной ноты, но для динамики убрали повторы.

«Петр Ильич до конца своих дней пытался с этой музыкой работать. Он не оставлял надежду на то, что „Опричник“ будет обновленный. И вот этот музыкальный привет мне показалось перенять и передать XXI веку», — говорит главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

Исполнитель главной роли в «Опричнике», актер московской «Геликон-оперы» Иван Гынгазов уже не в первый раз работает с Сергеем Новиковым.

«Он владеет материалом. Он все знает — он знает, о чем он ставит, то есть он подготовлен абсолютно. Он знает все старинные слова не каждый режиссер это знает», — говорит приглашенный солист Михайловского театра Иван Гынгазов.

Растет у режиссера-любителя и творческий размах. Для постановки «Опричника» только на декорации и реквизит Михайловский театр потратил 27 миллионов рублей.

«Это настоящий мех?»

«Все здесь настоящее! Здесь нет какого-то такого с „подбора“, как говорится».

Солидные расходы на костюмы, оружие и утварь ручной работы, стилизованные под аутентичные, похоже, уже окупились. Практически все билеты на премьерные показы раскуплены. Не исключено, что ажиотажу способствовало и появление на афише художественного руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана в образе Ивана Грозного. Впрочем, как признались создатели постановки, это был маркетинговый ход. Либо… интрига еще не раскрыта.