Диапазоны души: виолончелист Ролдугин придал новое звучание произведению Сен-Санса
Фото, видео: ТАСС / Феоктистов Дмитрий; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Даже великий Рахманинов называл этот концерт непревзойденным произведением, так как в центре его уникальная партия виолончели, исполнить которую сейчас даже в Европе возьмется не каждый.
Москва приходит в себя после музыкальной бури. Зрители увидели возрождение одного из самых сложных произведений в истории. Даже великий Рахманинов называл этот концерт непревзойденным произведением. А все потому, что в центре его уникальная партия виолончели, исполнить которую сейчас даже в Европе возьмется не каждый. В нашей стране это получилось у руководителя петербургского Дома музыки Сергея Ролдугина. Николай Иванов убедился лично.
Когда Сергей Ролдугин выходит на репетицию, оркестр стучит смычками по пюпитрам — это как высшая степень признания заслуг солиста от коллег. Дело — не только в таланте народного артиста. Музыканты ему благодарны. Он пришел на сцену, чтобы вернуть публике Камиля Сен-Санса.
Беспокойное, немного нервное вступление виолончели… Многие композиторы, например, Шостакович, Рахманинов, называли этот концерт Сен-Санса непревзойденным произведением для виолончели. Его очень любят исполнители. Несмотря на сложность: музыка очень требовательна к солисту, особенно в третьей, быстрой части.
Сен-Санс хоть и родился в XIX веке был человеком эпохи Возрождения. Музыкантом, философом, археологом, астрономом. Его сочинения — шквал эмоций. Вот и виолончели — так много нужно сказать людям.
«Я с репетиции шел, и подошел и сказал: какой человеческий голос. Имеется в виду, что у меня инструмент очень хороший. Захвачены все диапазоны. Там и сопрано, и баритон. Сама по себе мелодика красива. Она настолько проста, что гениальна», — признается народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин.
Для Сергея Ролдугина Сен-Санс — один из любимых композиторов. Именно первый концерт он играл на виолончели работы Страдивари на гастролях в Калининграде в Кирхе Святого семейства. Теперь — Москва. Дирижер Юрий Симонов признается: если бы не Сергей Ролдугин Сен-Санс был бы забыт. Это тот случай, когда музыкант воскрешает композитора. И не мог Юрий Симонов не воспользоваться случаем.
«Мы в нашем концерте, где Сергей Павлович присутствует, благодаря ему мы играем Сен-Санса. Я воспользовался и включил „Пляску смерти“ Сен-Санса для скрипки. Скрипка — дьявольски звучит. Эта традиция от Паганини идет», — говорит народный артист России, дирижер академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов.
Пляску смерти — знают, на самом деле, все. Она звучит саундтреком в популярной интеллектуальной игре. Возвращение Сен-Санса вместе с другими зрителями оценили и солисты Санкт-Петербургского Дома музыки, с которыми у Сергея Ролдугина сложилось тесное творческое сотрудничество.
«Это человек, участие которого музыкантское и человеческое поистине бесценно», — говорит пианист, солист петербургского Дома музыки Мирослав Култышев.
Теперь таких концертов-открытий будет больше. Пандемия идет на спад и музыканты это чувствуют тоньше других.
«Огромная разница с той же Западной Европой или Америкой, где люди вообще забыли, что можно посещать концерты. Это карается. Вакцинируйтесь, я уже провакцинировался», — говорит Сергей Ролдугин.
Петербургский Дом музыки, которым руководит Сергей Ролдугин, и в пандемию не закрывался — онлайн-мастер-классы собирали миллионы просмотров. Но теперь ничто не мешает полноценному общению вживую. Как раз сейчас в Ялте — начался апрельский интенсив.