Участники незаконных мероприятий задержаны по делам о нападении на полицейских.
Статья 20.2 административного кодекса — «Нарушение порядка организации, либо проведения собраний» — именно по ней полицейские чаще всего составляли протоколы на участников несанкционированных акций.
Они состоялись накануне в ряде крупных российских городов. Сегодня — суды определяют наказания.
Политологи отмечают, что всего за неделю протестная активность изменилась — людей на акциях в разы меньше, но ведут себя агрессивнее.
Против самых буйных завели уголовные дела, подробности расскажет Иван Литомин.
Очередная попытка соратников дважды судимого Алексея Навального дестабилизировать обстановку в России потерпела неудачу. Недовольные результатами несанкционированной акции 23 января, они попытались исправить положение спустя неделю. Однако итоги дебошей в воскресенье оказались куда более плачевными.
По официальным данным, количество протестующих по всей стране снизилось, минимум, в 3,5 раза. Сподвижники блогера сделали ставку на центры — Москву и Петербург, но аудитория их не поддержала. Так, из всей 20-милионной столицы участие в беспорядках приняли лишь чуть более двух тысяч человек. В культурном центре — в пять раз меньше. Численность активистов в других регионах и вовсе скромна до неприличия.
31 января на улицах городов не было даже приевшихся плакатов с цитатами Навального. Потому старшее поколение нередко задавалось одним и тем же вопросом: зачем вообще молодежь выходит на улицы? Уставшие от беспорядков москвичи то и дело отмечали: дебоширы мечутся по городу, как слепые котята, не понимая, что делать и куда бежать.
Причина хаотичного передвижения демонстрантов проста: соратники Навального надеялись, что «миллионы» будут следовать их методичкам, разосланным по соцсетям, а потому не потрудились лично выйти на улицы. Те, кто и мог в теории руководить процессом, вот уже несколько дней находятся за решеткой или под домашним арестом.
За призывы выйти на незаконные акции, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в разгар пандемии COVID-19 под стражу угодили, в частности, юрист так называемого Фонда борьбы с коррупцией* (Организация запрещена в РФ — Прим.ред.) Любовь Соболь, координатор московского штаба скандального блогера Олег Степанов, родной брат Навального и даже его супруга Юлия была задержана. Наказаны за нарушение общественного еще порядка сотни активистов и сподвижников блогера. Юные провокаторы попросту остались без «покровителей».
Замерзающих участников незаконных акций согревать приходилось росгвардейцам. На Трубной площади, к примеру, бойцы ОМОН развернули полевую кухню, где пришедшие могли выпить горячего чая. В Новосибирске дебоширам раздавали защитные маски, чтобы снизить риск распространения коронавирусной инфекции.
Конечно, провокации имели место, но были нечастыми и локальными. Протестующие отважились лишь подорвать несколько петард. Даже стоящие на пути к месту Х — СИЗО «Матросская тишина» — железные ворота, они не выломали, а аккуратно сняли и затем поставили обратно. Ну, чтобы не создавать толчею. Ведь бушует COVID.
Комментируя ситуацию с незаконными акциями 31 января, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод подтвердил, что полиция ведет себя крайне корректно и сдержанно. Вместе с тем он выявил еще несколько причин провала «гениального» плана несостоявшихся революционеров.
«Они не считаются с безопасностью граждан, не учитывают условия пандемии, по-прежнему распространяют ролики, призывая к участию несовершеннолетних. <…> Люди не идут за организаторами акций, они не хотят быть частью сомнительной массовки. Большое отторжение от организаторов акций вызвало их злорадство в связи с кончиной любимого всеми актера Василия Ланового. Люди не хотят идти за теми, кто глумится над памятью уважаемого и достойного человека», — напомнил Брод.
В социальных сетях участники незаконной акции выражают свое недовольство поведением соратников Алексея Навального, «бросивших» их на произвол судьбы. Юные парни и девушки отмечают, что не хотят «загреметь в тюрьму» по желанию наживающихся на них активистах ФБК*.
Последней каплей в этом деле стали грязные инсинуации относительно псевдорасследования блогера о «дворце» в Геленджике. Журналисты различных медиа лично побывали на территории объекта и доказали, что вместо шикарных интерьеров здесь лишь голые стены и холодный пол. Доверие к Навальному, отмечают юзеры, утрачено навсегда.
В преддверии незаконных акций сотрудники МВД неоднократно предупреждали граждан об ответственности за нарушение общественного порядка. В частности, об уголовном преследовании за призывы к выходу на улицы и применение насилия в отношение силовиков. Ослушавшиеся уже угодили за решетку.
Штрафные санкции будут применены и к административному корпусу соцсетей и мессенджеров. В том числе Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, ВКонтакте, «Одноклассники» за игнорирование требований Роскомнадзора о пресечении распространения призывов к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных акциях.
* — Фонд борьбы с коррупцией включен Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.