«Коммунальный Зорро» навел ужас на петербургские ЖКХ
Фото, видео: ТАСС / Дмитрий Беркут, 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Интернет-сервис для некоторых горожан превратился в способ самоутвердиться, а для кого-то в сведение счетов между соседями.
Житель Петербурга поставил рекорд по количеству жалоб коммунальщикам — почти 30 тысяч заявок. Интернет-сервис, который был создан, чтобы упростить взаимодействие с городскими службами, стал для них настоящей проблемой — ведь все заявки обязательны к исполнению. Для некоторых петербуржцев площадка превратилась в способ самоутвердиться.
Система поощрений лишь подстегивает их, и вот уже грань между реальными проблемами и коммунальным терроризмом стирается.
Ян Воскресенский спросил у народных контролеров, почему они так любят жаловаться?
Молодой отец Сергей Н. по прозвищу «коммунальный Зорро» выходит на охоту. Во время прогулки с сыном внимательно смотрит по сторонам. И за считанные минуты находит десяток нарушений.
«Прямо перед вами разрушенный газон. Видим мусор. Мусор лежит больше месяца. Перед нами разрушенная ограда. Перед нами люк. Перед нами сейчас большая свалка мусора».
На портале «Наш Санкт-Петербург», где можно пожаловаться на все, что не устраивает в благоустройстве и коммунальных делах по количеству обращений Сергей занимает первое место. Двадцать восемь тысяч заявок: даже если б он занимался этим каждый день, на такую работу ушло бы два с половиной года.
«Так и есть», — не отрицает народный контролер. — «Гуляем два-три часа. За это время я успеваю сделать 500-700 фотографий».
Создатели городского портала только того и добиваются — чтоб люди жаловались как можно чаще. На коммунальном портале специально подогревают азарт пользователей. Это словно компьютерная игра. Чем больше жалоб, тем выше статус. Сначала объявят новичком. После сотой заявки активистом. Потом профессионалом. А за 1200 жалоб присвоят почетное звание народного контролера. И выдадут отличительный знак. Звездочку.
Интернет-жалобщики для городских служб страшнее всего. Ведь заявки с портала необходимо рассматривать в приоритетном порядке. Потому Сергей Н и не хочет показывать лицо. Подозревает: многие не желают добра человеку, который заставляет работать.
«К людям, которые хотят сделать что-то лучше, многие относятся с непониманием и с агрессией».
И ведь он не так уж неправ. В коммунальных службах, управляющих компаниях теперь захлебываются от заявок. И ничего хорошего про жалобщиков не думают.
«Каждый день по 30-40 заявок писать у нормального человека физически времени нет. Думаю, что санитары должны им заняться», — говорит руководитель петербургской ассоциации собственников жилья Гульнара Борисова.
Легкость, с которой теперь можно пожаловаться на непорядок в городе, породила особый вид коммунального терроризма. Вот уже соседи сводят счеты друг с другом через жалобный портал.
«На портал поступила жалоба от какой-то Веры В. Мне испортили все клумбы. Я 12 лет занималась цветами, вкладывала все сердце».
Профессиональные жалобщики делят сферы влияния. Вот один из них прицельно сражается с советским наследием — требует убрать исторические вывески.
«Много — 30 конструкций больших и мелочи, которую формируют облик города. Это похоже по сути на вандализм. Система отправки на сайт должна быть ограничена», — говорит создатель сообщества «Вывески Ленинграда» Илья Тихомиров.
А сильнее всего от жалоб страдают уличные художники. Каким бы шедевральным не был настенный рисунок, если поступит заявка — на его месте обязательно появится неказистый квадрат коммунальной краски. На очереди — звездный портрет на стене арт-центра «Пушнкинская, 10». Жалоба подоспела.
«Работа посвящена памяти фронтмена Кита Флинта. Мы обязаны взять кисти, краски и привести стену в тот вид, который считается надлежащим. То есть закрасить», — сетует управляющий арт-центром «Пушкинская, 10» Мирон Муждаба.
Противники портала уверены — к злоупотреблениям приводит анонимность. Грозят — захлебнемся от работы, если не сорвать цифровые маски.
«Вроде как задумывалось как источник информации для властей, а получилась гильотина. Изощренный садизм».
Ответственные за электронную книгу жалоб не рассчитывали устроить в городе коммунальные междоусобицы. Ввели ограничение — в день не больше 30 жалоб от одного человека. Но повышенную активность считают успехом проекта.
«Чем более активны будут петербуржцы, тем более красивым и убранным будет город», — считает директор мониторингового центра Роман Борисенко.
И «коммунальный Зорро» только рад тому, что у него появились последователи. Но подозревает — коммунальщики научились обманывать портал. Когда не хватает свободных рук, приходится идти на хитрости.
«Принимают за решенную проблему, которую не решили. На портале таких ответов процентов 30 нерешенных. Только бумажка пришла», — говорит Сергей.
Каждый день петербуржцы отправляют на портал больше двух тысяч обращений, а в грядущем году здесь готовятся принять юбилейную трехмиллионную жалобу. Принимать их теперь будут не только живые люди — модераторы, но и нейросети. Но вот отрабатывать электронные заявки все равно приходится по старинке.