Тайна монумента Николаю Первому: в Петербурге завершается уникальная реставрация
Фото, видео: ТАСС / Коньков Сергей; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Памятник императору называют архитектурным чудом, так как конная статуя держится всего на двух точках опоры.
Реставраторы раскрыли тайну одного из самых известных памятников Петербурга. Монумент Николаю Первому — называют настоящим архитектурным чудом XIX века, ведь конная статуя держится всего на двух точках опоры. Но и в XXI веке это вызвало массу вопросов у реставраторов.
Долгое время не могли понять каким именно способом закреплен памятник. Когда его отроют, выяснял Ян Воскресенский
Пятник в самом центре Исаакиевской площади — теперь настоящая загадка. Он накрыт гигантским 20-метровым шатром и выдает себя только рисунками и фотографиями, по которым можно проследить историю монумента. И в этой истории начитается крайне ответственный этап, от него зависит судьба памятника, который считается не просто городской достопримечательностью — инженерным шедевром.
Если не считать мелких ремонтов — это первая реставрация за всю более чем полуторавековую историю памятника. В распоряжении мастеров оказались подлинные чертежи французского зодчего Огюста Монферрана. Монумент даже хотели перенести в мастерскую целиком, но потом решили привести в порядок на месте. Все-таки бронзовый Николай Первый оставался на месте даже во время Блокады.
«Были многочисленные загрязнения — это и саже-полевые, и помет птиц, очаги бронзовой болезни (это опасные хлориды), которые разрушают поверхность памятника», — рассказывает художник-реставратор Виктор Лебедев.
В реставрационную мастерскую отправили детали постамента.
«У этого офицера утрачена шпага и ножны. Сейчас они восполнены и мы скоро приступим к монтажу восполненных фрагментов», — поясняет заместитель генерального директора реставрационной мастерской Христина Шумилова.
В мастерской работают с вензелями. Только при реставрации выяснили, что грязно-зеленые буквы были золотыми. Теперь их заново покрывают драгметаллом. И барельефами, которые рассказывают об основных событиях правления Николая Первого. Бронзовые картины пострадали от сурового климата, а несколько фигур на барельефе о восстании декабристов так и вовсе исчезли.
«Предполагается, что они были жертвами акта вандализма. Поскольку они маленькие, то их легко было снять».
Украденных офицеров ищут на старых снимках и гравюрах, заново отливают из бронзы, а потом состаривают, чтобы не отличались от уцелевших соседей по барельефу.
«Это новодельная фигура. Взамен утраченной. И мы его вгоняем в общий тон барельефа. Сам он бронзовый», — говорит помощник реставратора Софья Метик.
А еще памятник просветили насквозь ультразвуком. Оказалось, хуже всего обстоят дела с постаментом. В платформе обнаружили трещины шириной в три сантиметра. Даже задние ноги коня не так сильно пострадали, а ведь это единственные точки опоры — легендарная особенность петербургского памятника. С этим и были связаны главные опасения. Реставраторы взялись за дело, пока не стало слишком поздно. А заодно выяснили рецепт монферрановского чуда — как все-таки удалось зафиксировать памятник. Но всех тайн все равно так и не раскрыли.
«У него интересная конструкция в задних ногах коня есть металлический каркас, к которому приварены, так называемые лыжи, на которых он стоит. И от этих лыж внутрь постамента идут металлические тяжи. По идее их должно быть четыре, но нам кажется, что их три», — удивленно рассказывает председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга Сергей Макаров.
Реставрация затронула весь памятник — от макушки императора до брусчатки на котором стоит пьедестал. Большая часть работ уже проделана — и в следующем году Петербургу обещают вернуть достопримечательность, которая пока прячется в лесах.