Экспедиция на дно Невы: что скрывает под собой синяя гладь акватории Петербурга

3 180 0

Фото, видео: ТАСС / Ковалев Петр; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Водолазы внимательно изучают то, что прячется под толстым слоем ила. И уже обнаружено более ста интересных для историков объектов.

Тайны прошлого отрылись водолазам, которые приступили в Петербурге к исследованию дна Невы. Гидролокаторы обнаружили под толстым слоем ила более ста объектов, среди которых могут быть даже барки петровских времен.

Сергей Хайдаров о первых открытиях.

«Это уже создано исходя из водолазного и аппаратного обследования. То есть нарисована достаточно точная картина того что мы видим на дне».

На эскизе наброски так называемой «барки». На этих деревянных судах в XVIII–XIX и XX веках перевозили товары по торговым путям. Предположительно точно такая же лежит под водой в самом центре Петербурга.

Уровень воды в Неве поднялся, ветер не самый сильный — это близко к идеальным условиям для водолазов. На глубине видимость два-три метра. Уже спустя пару минут исследователь подает сигнал — обнаружено деревянное судно, наполовину зарывшееся в грунт.

«Остались конструкции борта, шпангоуты, местами палуба… Такелажи отсутствуют», — поясняет водолаз-исследователь Алексей Дурус.

На данный момент исследовано 80 процентов дельты реки Невы. Обнаружены 150 гидроакустических аномалий. И далеко не факт, что все они представляют из себя культурную или историческую ценность. За долгие годы дно покрылось еще и мусорным слоем который может сбить исследователей с толку.

«Это может быть и шина от автомобиля, и старый холодильник и так далее. Из них объектов мы насчитали порядка 80-ти», — говорит водолаз-исследователь, исполнительный директор центра подводных исследований Сергей Фокин.

Самое сложное для исследователей даже не обнаружить объект, а распознать его. Как правило, сохранность оставляет желать лучшего. Когда судно было выпущено и для каких целей — подсказывают детали. К примеру, на этой барке нашли следы Великой Отечественной.

«Гранитная стенка в этом месте очень сильно повреждена осколками. Либо уже под водой, либо еще на поверхности она была подвержена бомбардировке. Крупный авиационный боеприпас нанес и ей ущерб существенный и стенке набережной», — рассказывает научный сотрудник института археологии РАН и центра подводного археологического наследия Айвар Степанов.

По словам специалистов, сейчас дно реки Невы больше напоминает своеобразное кладбище для судов. Корабли здесь тонули еще во времена Петра Первого Причины для этого были самые разные. От банальной ошибки экипажей из-за которой сталкивались корабли, до погодных условий. Лед покрывал толстым слоем поверхность реки чем сдавливал деревянные корпуса кораблей и тем самым их ломал.

Исследования Невы показали, что сейчас на дне лежат по меньшей мере семь-восемь различных типов судов. Их отдельные детали поднимут на поверхность для научного анализа, но сами корабли так и останутся под водой. Технически — поднять судно можно, но вот сохранить и сделать к примеру экспонатом, учитывая состояние, практически невозможно.