Первый российский полигон для изучения мерзлоты заработал в Арктике

116 0

Фото, видео: www.globallookpress.com / Julia Wäschenbach; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Задача ученых — выяснить, как на льды влияют глобальные климатические изменения и стоит ли ждать климатической катастрофы.

«Заполярная дача» через несколько лет может стать вполне комфортным местом отдыха из-за глобального потепления, которое в северных широтах наступает особенно быстро.

Чтобы наблюдать за изменениями, Россия расширяет сеть метео-станций. Первый полигон для изучения мерзлоты, а также испытания «арктических» технологий заработал на Шпицбергене. Уникальные кадры получил и оценил Антон Никитин.

Глобальные климатические изменения разогревают Арктику здесь теплеет быстрее, чем на всей планете как минимум в два с половиной раза.

В пору вспоминать,  какими они были — арктические глыбы. За 40 лет площадь морского многолетнего льда того, что не тает летом уменьшилась практически в два раза.

«Есть цикличность — об этом ученые многие говорят. И эту цикличность надо замечать, отслеживать наблюдать, для того, чтобы не прозевать тот цикл, который повредит народному хозяйству Арктики», — говорит президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров.

Стоит ли ждать климатической катастрофы выясняют российские ученые. За десять лет открыты три новые обсерватории такой динамики присутствия в Арктике нет больше ни у одной страны.

Это кадры сняты на архипелаге Шпицберген. На первом российском полигоне изучают: как меняется вечная мерзлота. Научный центр фиксирует — ледники отступают.

«Год от года ледовитость фьордов уменьшается. Старожилы рассказывают. Как, например, 30 лет назад можно было из поселка Баренцбург по льду добраться до другого поселка. В этом году это сделать невозможно», — рассказывает начальник Российской научной экспедиции на архипелаге Щпицберген Юрий Угрюмов.

Благодаря таянью льдов постепенно увеличивается период судоходства в арктических морях. К 2024 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен достигнуть 80-ти миллионов тонн. В прошлом году он уже вырос более чем на 50 процентов, но пока это только 30 с небольшим миллионов тонн.

«Безусловно, зимой лед в Арктике будет, толщины льда достаточно серьезные. Нам нужно разработать новые и улучшить те модели дрейфа льда, сжатия льда, потому что в результате разных воздействий лед может сжиматься и судно сжимать. Именно в восточном секторе российской Арктики — морях Восточно-сибирском, Лаптевых, Чукотка, для зимнего периода, в том числе», — поясняет директор Государственного научного центра Российской Федерации «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Александр Макаров.

Сеть арктических обсерваторий замкнет вывод в эксплуатацию ледостойкой платформы «Северный полюс». Которую сейчас активно строят в Санкт-Петербурге.