80 лет назад закончилась Зимняя война между СССР и Финляндией

1 126 0

Фото, видео: ТАСС / Виктор Темин, Николай Петров

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

За 100 дней сражений на Карельском перешейке погибли десятки тысяч советских бойцов.

В России в эти дни отмечают 80-летие окончания Зимней войны между Советским союзом и Финляндией. За 100 дней сражений на Карельском перешейке погибли десятки тысяч советских бойцов. Но эти потери при прорыве линии Маннергейма решили исход уже другой войны и привели нашу страну к Великой Победе.

История Зимней битвы — в репортаже корреспондента МИЦ «Известия» Кирилла Сергеева.

ДОТы, остатки траншей и огромные воронки – следы той самой Зимней войны под Выборгом и сейчас чуть ли не на каждом шагу. Прошло 80 лет, а в земле до сих пор находят амуницию и останки солдат.

О событиях этой войны в учебниках истории пишут нечасто и немного. Всего за 105 дней боевых действий на Карельском перешейке погибли десятки тысяч советских бойцов. Из таких укреплений финны буквально расстреливали красноармейцев – в темных шинелях на белом снегу последние были похожи на мишени в тире.

А ведь войны можно было избежать: в СССР опасались нападения Германии, и потому Советский союз предлагал Хельсинки мирные переговоры. Финны отодвигают границу от Ленинграда – до него было всего 30 километров – а взамен получают территорию в четыре раза больше в Карелии. Но в Суоми предпочли войну.

«К власти в 1918 году в Финляндии пришли националисты, которые были пропитаны национализмом и ни на какие компромиссы с СССР идти не хотели. До 1944 года элита страны была очень германофильской», – объясняет историк Баир Иринчеев.

Поводом для войны стал обстрел советской деревни Майнила. Трое советских солдат были убиты, еще семеро – ранены. Уже через несколько дней границу перешагнули полмиллиона красноармейцев, но наступление остановила защитная линия Маннергейма. Она считалась неприступной: 130 километров укреплений среди скал, высоких холмах и непроходимых болот.

«Первые штурмы линии Маннергейма были практически безуспешными из-за равенства сил. Кроме того, линия была незадолго до войны вынесена вперед, о чем советское командование не знало», – рассказывает доктор исторических наук Юрий Килин.

Василий Мичурин – последний доживший до наших дней герой той войны. Еще мальчишкой он добровольно вступил в Красную армию, стал пулеметчиком и сразу отправился на фронт. Советские войска несли огромные потери. В родных лесах финны оборонялись умело.

«Помню, кричит один товарищ, что ранен. Я туда, за тот пулемет. Открываю огонь, а там другой кричит, что тоже ранен. Я туда. И получилось, что я один за тремя пулеметами», – вспоминает Герой Советского Союза Василий Мичурин. 

За свой подвиг он получил Звезду Героя. Но даже самоотверженно сражаясь, бойцы Красной армии два месяца не могли прорвать линию Маннергейма. Часто солдаты умирали не от пуль. Голод, морозы под 30 градусов, неопытные командиры.

«У Сталина была самая могучая армия в истории, но использовать ее в таких условиях было «ограниченно». И, конечно, многие вообще не ожидали, что финны постараются сопротивляться», – говорит историк Тимо Вихавайнен.

Именно Зимняя война изменила Красную армию. Тогда на фронте появился знаменитый паек с той самой «наркомовской стопкой». В СССР начали производить новые пулеметы, автоматические винтовки и даже танки на лыжах – «Танечки». Многие из них пригодились во время Великой Отечественной.

«Это оружие внесло свою лепту и немалую, позволив одержать победу над нацисткой Германией и ее союзниками. Эти винтовки прошли боевое крещение. Попробовали, посмотрели, как с ними обращаются бойцы», – объясняет военный эксперт Андрей Леонов.

По итогам мирного соглашения, Финляндия потеряла десятую часть территории, а граница Советского союза сдвинулась на 100 с лишним километров от Ленинграда. Вот только цена победы оказалась высокой. По разным оценкам, в лесах Суоми погибло около 120 тысяч красноармейцев. Сами финны потеряли вшестеро меньше.

Ранее доктор исторических наук ответил на вопросы о советско-финской войне в интервью 5-tv.ru. Он заявил, что ни Советский союз, ни Финляндия нападать друг на друга не собирались.