Горячая осень 2019-го. Чего ждать в мировой геополитике в ближайшее время?
Фото, видео: www.globallookpress.com / Simon Chapman, 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Старые альянсы рушатся, новые создаются — спокойным остаток года будет едва ли.
С окончанием лета в мире стартовал политический сезон. Как правило, осенью мы видим новый виток активности по всем направлениям. О стабильности на планете говорить трудно — нарушение ключевых соглашений, очередные антироссийские санкции, промышленные войны, европейский сепаратизм, конфронтация на Ближнем Востоке. В общем, нас ждет горячая осень.
Сложно предугадать, как будет складываться ситуация, но мы постарались это сделать. Корреспондент МИЦ «Известия» Дмитрий Акимов рассказывает, чего нам ждать.
Раскол в Старом свете и новые альянсы. Дипломатия с томагавком за пазухой и стремление к миру как единственный шанс на спасение. Что ждет нас в новом политическом сезоне и куда дует ветер перемен?
Поцелуи, рукопожатия, улыбки… На этой неделе стало окончательно понятно — все это не более чем дипломатический этикет. Меж бывшими друзьями когда-то самого влиятельного мирового клуба G7 согласья нет.
Алексей Мартынов, политолог: «Это такой формат 1+6, и, конечно, Трампу в нем неуютно, и в общем-то поговорить не с кем. Он считает это пустым и бессмысленным занятием».
Интерес Трампа — это Великобритания, в которой новый премьер и его друг Борис Джонсон поставил крест на возможности мягкого варианта проведения Brexit. Старушка Европа давно уже не в форме, но именно Джонсон вбивает первый гвоздь в гроб единой Европы и больше — самой идеи глобального мира.
Джульетто Кьеза, итальянский общественный деятель: «Поэтому видно, что и Великобритания, и Дональд Трамп лично хотят ударить по Европе. Это уже утверждение».
Джим Джатрас, бывший сотрудник Госдепа США: «Я думаю, что Евросоюз в беде. Сколько времени займет его распад? Я не думаю, что кто-то знает».
Тем временем, уже без оглядки на старый свет, формируются новые мощные альянсы. Где все новое — это хорошо забытое старое.
Чэнь Чжиган, генеральный директор российско-китайского бизнес-парка: «Учителями, в Советском союзе в свое время, Сталиным, Мао Цзэдуном, был основан фундамент для дружбы сегодня и новой эпохи — Владимир Путин и Си Цзиньпин. Два лидера. Два учителя».
Картины прошлого и будущего встречают всех посетителей музея в центре Петербурга. Когда-то в отношениях двух главных мировых держав Советский союз был за старшего, вспоминает господин Чэнь. Сегодня все изменилось.
«Мне кажется, сегодня отношения как братья, как близнецы».
В этом году лидеры двух стран встречались не меньше пяти раз, две недели этого июня практически провели вместе.
Наталья Цветкова, профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений СПБГУ: «Любые движения, которые называются дипломатическим сигнализированием, они очень важны».
Трамп эти сигналы получает и не знает, что делать. На фоне торгового противостояния США и Китая американцы откапывают томогавк войны.
Константин Сивков, президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук: «Соединенные Штаты Америки утратили возможность иного удержания своего доминирования в мире, кроме как ядерным шантажом».
Еще одна тревожная тенденция — Штаты нарушили и разорвали Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Причем, первые испытания ранее запрещенного вооружения прошли спустя всего 16 дней после разрыва договора.
Владимир Путин: «И очевидно, что оно не было импровизацией, а стало очередным звеном в цепи давно планировавшихся и осуществлявшихся ранее мероприятий. Это лишь подтверждает обоснованность проявленных нами ранее озабоченностей. Мы и ранее располагали сведениями, что США уже длительное время занимаются созданием запрещенного по ДРСМД оружия, неоднократно указывали на это нашим партнерам».
Половину августа Владимир Путин потратил, чтобы объяснить европейским коллегам, к чему это приведет. Ракеты установят в Польше, а вот куда в случае чего полетят — большой вопрос.
Владимир Путин: «Достаточно поменять только программное обеспечение. Я не уверен, что наши американские друзья будут информировать европейских партнеров о том, какое программное обеспечение у них там находится».
При этом однозначная позиция России — только зеркальный ответ, в очередной раз подчеркнул российский президент уже на встрече с французским коллегой.
Владимир Путин: «Если такие ударные комплексы будут производится Соединенными Штатами, мы тоже будем это делать, но мы не будем их размещать в тех регионах мера до тех пор, пока там не появятся американские комплексы такого рода».
Самая яркая тенденция нового сезона — Россию наконец-то начали слушать. На этой же встрече, которая проходила за несколько дней до «Большой семерки», Макрон наконец-то произнес очевидное — без России Европа существовать не может.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Россия — европейская страна, именно поэтому Франция так стремилась вернуть в России место в Совете Европы. Именно под нашим председательством удалось найти решение, позволившее занять России в этой организации свое место».
Этот сигнал до Трампа, как ни странно, дошел. И, как настоящий политик, он сразу же перетянул инициативу на себя — на кончившемся ничем саммите G7 американский президент первым заговорил о том, что Россию необходимо вернуть в псевдоэлитарный клуб.
Дональд Трамп, президент США: «У нас есть ряд людей, которые хотели бы, чтобы Россия вернулась назад. Я думаю, это было бы позитивным и выгодным решением для мира. И некоторые со мной согласны».
Наталья Еремина, доктор политических наук: «Россия от этого формата не выигрывает ничего. С учетом того, как этот формат развивается; они не предлагают никакую новую экономическую повестку, наоборот, речь идет о том, что обостряется борьба за рынки. За место под солнцем».
Реакция российской стороны была весьма сдержанной. Будут конкретные предложения — мы рассмотрим, а просто так собираться — нет времени. График более перспективных встреч уже слишком плотный, например, на следующей неделе ожидается — очередной раунд переговоров с руководством Китая.
Ранее 5-tv.ru рассказывал о соглашении США, Украины и Польши по газу.