Убийцы за рулем: Почему в РФ растет число смертельных ДТП с участием «каршеринговых» авто

799 0

Фото, видео: Пятый канал, Известия/ Павел Бедняков

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Как сервис «каршеринга» используют нетрезвые водители, без документов и под чужими аккаунтами.

Модная нынче услуга под названием «каршеринг» стала все чаще поставлять в сводки происшествий довольно громкие новости. На этой неделе мы узнали о страшной аварии в Москве. Арендованный Mercedes влетел в Hyundai. Водитель Hyundai погиб на месте. Также тяжелые травмы получила пассажирка. Позже выяснилось, что за рулем Mercedes был нетрезвый молодой человек, к тому же без прав. А машину он взял в аренду на другое имя.

«Каршеринг» задумывался, как удобный и дешевый сервис. С помощью мобильного приложения вы берете автомобиль в любой точке города, пользуетесь им, а потом оставляете. Не тратитесь на бензин, ремонт, страховку и оплату парковки, а еще экономите собственное время. Но благое дело оказалось с изъянами. Выяснилось, что систему можно легко обмануть. И теперь на дорогах наших городов появилась целая армия неадекватных водителей, без документов, а главное без ответственности. Почему «каршеринг» в России дает сбои и что будет дальше с этой услугой выяснял Семен Еремин.

Во-первых, это удобно. И с Катей тут не поспоришь: достала телефон, через приложение нашла машину поблизости. Беглый осмотр на предмет повреждений. И можно ехать. Документы — в бардачке. Вместо ключа — все то же мобильное приложение. Для мамы двоих маленьких детей лучше не придумаешь. И с ними по делам. И одна — с удовольствием.

«Это мое личное пространство, возможность побыть наедине с самим собой, когда людей рядом нет», — говорит Катя.

Но в дороге Катя от таких же, как у нее, пестрых машин сервисов краткосрочной аренды держится подальше. Сама начинала ездить — со стажем на бумаге, но без реального опыта. Гордится — ни одной аварии. Сеть полна кадрами нелепых маневров тех, кто за рулем «каршеринговых» авто учится ездить. Но есть и страшные примеры.

Уходя от полицейской погони, арендованный Mercedes сносит другую «легковушку». За рулем — девятнадцатилетний мажор, внук одного из бывших руководителей АвтоВАЗа Егор Ляченков. И на нем не царапины. А вот в Hyundai гибнет 22-летний спортсмен Байлы Курбанмедов. Его близкий друг — Шамиль — рассуждает о том, кого тут надо винить.

«На кого зарегистрирован аккаунт, или левый, друг другу дал или как, он тоже должен нести наказание, ответственность. То, что под его именем, ником, другой садится и может натворить дел много», — говорит друг погибшего Шамиль Джафаров.

Кажется, невероятным, но Ляченков даже прав не имеет. После аварии вел себя неадекватно, от медицинского теста на алкоголь и наркотики отказался. В машину Егор сел, пользуясь чужим аккаунтом «каршеринга». Как это вышло, выясняет следствие. Самый простой вариант — логин и пароль ему дал кто-то из друзей. Но мог зарегистрировать и сам. Процесс не сложный. Идти никуда не надо, подписывать тоже. Заполняешь электронный формуляр, делаешь селфи с документами. Поддельными, конечно. Фото твое, остальное — нет.

«По фотографии не видно качество этих документов, что это госзнак и так далее. И поэтому умельцы могут распечатать на принтере эти документы. Прилепить их на картон и с ними сделать селфи на низкокачественную камеру, что бы не было качества фото. И администратор сервиса увидит, что все в порядке, фото совпадает», — считает генеральный директор агентства информационной безопасности Владимир Морозов.

Это, к слову, мошенничество. И бич информационной безопасности в сети, констатирует Владимир. По интернету гуляет огромное количество сканов и фотографий реальных паспортов, водительских удостоверений. Скачал, немного фотошопа, распечатал и вуаля — карета подана. Ну или еще проще. Вбиваем в поисковик: «купить аккаунт».

«Открываем прямо одну из верхних ссылок. Тут указано, что это теневой рынок — видимо, электронных версий различных документов и аккаунтов, „каршеринга“, в том числе. Здесь перечислено, почему стоит купить аккаунт. Первым пунктом — никакой ответственности в случае аварии, штрафов и повреждений, да хоть человека сбейте, написано. Второе — доступность и легкость. Третье — вам не нужны права, вам даже не нужно быть совершеннолетним», — рассказывает корреспондент МИЦ «Известий» Семен Еремин.

Катю время от времени останавливают дорожные полицейские. Подлинность аккаунта проверяют. Но количество машин «каршеринговых» компаний растет в прогрессии. Год назад — триста тысяч пользователей, сейчас уже за миллион. По цене аренда — дороже, конечно, общественного транспорта, но ощутимо дешевле такси.

«Для успеха предприятия достаточно, чтобы город был миллионником. В обеих столицах „каршеринг“ уже хорошо развит. В Москве на рынке около 20 компаний», — говорит Катя.

«Сейчас этот бизнес переживает взрывной рост. Буквально удваивается чуть ли не каждые полгода. И на этот момент насчитывается порядка 18-20 тысяч автомобилей в каршеринговом бизнесе», — поясняет аналитик Алексей Калачев.

Не надо думать ни о стоимости парковки, ни о бензине. Не надо жалеть машину, как собственную, обслуживать ее. И даже в случае мелкого ДТП, им займутся сотрудники арендного сервиса, эвакуируют, оформят страховку. Ну разве не привлекательно? Особенно если ты молод. На машину тебе не хватает. Но хватает на выпивку.

«Он бы и не сел бы за руль, если бы не легкий доступ к каршеринговым машинам. Сейчас же как. В любом месте города, в любом состоянии — открываешь с приложения машину и сесть. Никто тебя не проверяет», — говорит мать погибшего Татьяна Ефимова.

За гибель своего сына Татьяна возлагает ответственность и на «каршеринговый» сервис. Вот кадры катастрофы. На полном ходу в жигули Никиты влетает арендованная машина. И опять — водитель-убийца Николай Цветков жив-здоров. Был пьян. И его даже под стражу не взяли, только домашний арест. Никита, к слову, чемпион России по картингу впал в кому и умер через сутки в Мариинской больнице Санкт-Петербурга.

А на этой неделе, там же в Петербурге, гражданин Италии на машине из «каршеринга» атаковал разводящийся мост. Один из операторов «каршеринга» анонсировал систему датчиков для своих машин, которые смогут контролировать внимательность водителя, и фиксировать нарушения правил. И если за рулем откровенный лихач — деактивировать аккаунт. В Госдуме предлагают устанавливать в машинах видеонаблюдение.

«Одна камера снимает дорогу, вторая камера снимает салон. В то же самое время количество мегапикселей этой камеры позволяет определенную идентификацию водителя произвести», — считает депутат Госдумы РФ Василий Власов.

Катя с мужем, тем временем, отказались от планов на покупку собственной машины. Посчитали, что для москвича «каршеринг» более удобен и выгоден, чем даже личный транспорт. Тем более, что в ближайший год количество машин сервисов краткосрочной аренды должно вырасти вдвое. Но вот вырастет ли уровень безопасности — неизвестно. Системы контроля адекватности водителя стоят больших денег и с их установкой столь удобный и дешевый сервис может стать просто невыгодным.

Ранее 5-tv.ru публиковал видео попытки итальянца на «каршеринговом» авто перепрыгнуть разводящийся мост в Петербурге.