Арктика притяжения: совместное освоение региона на благо человечества
Фото, видео: Пятый канал, Известия/ Павел Бедняков
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Петербурге на Арктический форум прибыло рекордное количество участников из разных уголков мира. Это главная площадка для обсуждения совместной деятельности и развития важнейшего региона планеты.
И еще одно подтверждение возросшего статуса Санкт-Петербурга, как не только российского, но и мирового центра. Во вторник на берегах Невы впервые прошел международный форум под названием «Арктика — территория диалога». Это главная площадка для обсуждения совместной деятельности и развития важнейшего региона планеты. Количество участников форума превысило три с половиной тысячи человек. География мероприятия — 52-е страны. В ходе работы было подписано 45 соглашений на общую сумму почти 70 миллиардов рублей. Дискуссия на форуме еще раз показала стремление лидеров стран региона к сотрудничеству в освоении Арктики. А еще делегаты получили прекрасную возможность услышать ответы Владимира Путина на вопросы, которые сейчас волнуют мировое сообщество. Дмитрий Зименкин продолжит.
Норвежский премьер Эрна Сульберг, что не была в России пять лет, хотя и на казенном самолете, но прибыла в Петербург скромно: без многочисленной свиты. И даже сумку несла сама. Финский лидер Саули Ниинисте был еще скромнее. Он приехал на поезде, практически без багажа. Словно забежал в гости по-соседски. Это его десятый визит в Россию за последние годы и третий — на Арктический форум. Который ширится так, что из Архангельска его пришлось перенести в Петербург — колыбель арктического судостроения. В этом году участников в полтора раза больше. А лидеры сразу пяти стран обсуждали перспективы развития Арктики, региона, где покоится около четверти всех неразведанных запасов углеводородов.
Россия в Арктике, причем на лидирующих позициях, в Арктике с XIX века. Полезные ископаемые, морские пути это то, ради чего необходимо присутствовать в этом регионе. И более того, наращивать там свои мощности. Ведь с одной стороны, Арктика это территория международного сотрудничества, а с другой — противостояния».
Или скорее здорового соперничества и конкуренции, что, как известно, подстегивает любой прогресс. А в остальном Арктика — это именно территория диалога. Хотя на пленарном заседании лидеров стран кое-кто и пытался увести диалог в сторону политических разногласий.
«Что Вы скажете, как долго будут санкции в силе? Еще десять лет? Каково будущее России?» — спросил президента России модератор Джон Фрайэр.
«Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит только от нас», — ответил Путин.
Но модератор дискуссии — Джон Фраер не успокоился. Дает знать о себе старая обида. Его агентство Блумберг и сотоварищи на президентских выборах в США пытались остановить Трампа. А когда тот выиграл, заговорили о русском вмешательстве.
«Мы изначально говорили, что вот эта пресловутая комиссия господина Мюллера ничего не найдет, потому что лучше нас этого никто не знает. Россия не вмешивалась ни в какие выборы», — подчеркнул президент.
Как говорится, недолго музыка играла, недолго Фраер задавал… вопросы не по теме. Премьер Швеции призвал модератора поговорить об Арктике, а не о политике, шведу вторил норвежский сосед. А исландец вообще всем все растолковал русским языком.
«Я учил много лет назад, забыл почти все, но это я помню, это я могу сказать, и это я хочу сказать: нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба», — заявил президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон.
А на счет санкционных инструментов, добавил Путин, как бы они ни работали, но первая же партия газа с арктического завода «Ямал СПГ» ушла не куда-нибудь, а прямиком в США.
«Под этим ветром санкционных бурь все-таки международное сотрудничество успешно продолжается в Арктике и будет, несмотря, ни на что», — заявила исполнительный директор центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова.
Например, в развитии Северного морского пути, который может стать основным торговым в мире. Это кратчайший путь по морю между Азией и Европой. Он вдвое короче пока самого востребованного пути — Южного, через Суэцкий канал. А канадская альтернатива СМП — Северо-западный проход — всегда будет уступать по скорости грузоперевозок. Как ни странно, И благодаря столь пугающему глобальному потеплению, которое в нашем полушарии топит льды быстрее, чем в западном.
«Там глубоководье и лед отступает очень медленно. В то время как у нас Севморпуть… реальными темпами отступают многолетние льды, это видимо!», — поясняет директор центра экономики севера и Арктики совета по изучению производительных сил при минэкономразвития и РАН Александр Пилясов.
Через шесть лет объем грузоперевозок через Северный морской путь вырастет в 4 раза. А дальше, чтобы СМП работал круглый год и на полную мощь, разовьют наземную инфраструктуру и флот.
«К 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в том числе девять атомных. Подчеркну: задача — сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей», — заявил Владимир Путин.
Во время встречи национальных лидеров президент России поправил переводчика: арктические страны — не просто партнеры, а друзья по освоению самого северного региона. И их совместный труд направлен, прежде всего, на благо всего человечества. Хотя локомотив этой кампании — по-прежнему Россия, которая в этом году запустит стратегию развития Арктики до 2035 года. И на нее, таков уж геополитический расклад в арктическом регионе, будут ориентироваться весь мир.