Алексей Гуськов — об обществе, хайпе, гаджетах, политике и Украине

Фото, видео: Facebook @guskov.aleksei

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Алексей Гуськов, народный артист РФ, подаривший зрителю образ офицера Никиты Голощекина, президента Бориса Ельцина, Папы Римского откровенно о роли человека в обществе и влиянии технологий.

Невозможно в трех словах рассказать об Алексее Гуськове, как и сложно уместить интервью с ним в какие-либо временные рамки. Мы встретились с народным артистом РФ и лауреатом Госпремии в Петербурге во время гастролей московского театра им. Вахтангова. В Северную столицу труппа с его участием привезла два спектакля — «Евгений Онегин» и «Фальшивая нота». Поэтому наш разговор мы, конечно, начали с русского языка.

О трансформации русского языка

— У меня есть опыт работы во Франции и с французами. Первая ошибка русских людей, которые хотят блеснуть знанием французского. Они берут фразу из Мопассана и Бальзака, которая звучит «Je vous baise chaleureusement». В конце XIX века по-французски это значило, если вы женщина, то «как я вас тепло чувствую». Но к началу XX века фраза изменилась, что «Я тебя ***…» А к концу XX века она изменилась вообще ужасно — называется так, что ноги отлетят и волосы отвалятся. Язык меняется, он упрощается. Эпистолярный жанр уходит. Он меняется в упрощение. Примета времени. Мне это жаль.

О влиянии гаджетов на развитие общества

— Я 12 лет преподавал в институте и видел, как меняется поколение. Буквально, когда появились эти дивайсы. Ни одного этюда не было, чтобы они друг другу не звонили и не говорили: «Боже, что …» Все эти события они приходят чуть-чуть виртуально. Вот это общение с аватаром персонифицированное. У меня сидит 25 человек студентов. Я говорю: «Ребята, утром встречаемся завтра в девять, аудитория девять, сцена девять, в девять часов утра». Встаешь: всем понятно, всем понятно. И слева у тебя вопрос: «А какая аудитория Алексей Геннадьевич?» «Девять, девять, девять. Все понятно?» Уже к двери пришел — справа идет вопрос: «А сцена какая?» «Девять, девять, девять». Потому что вот только это общение воспринимается (прямой контакт, как с аватаром — прим.ред.). Мы стали более эмоционально тупыми. Потому что новости, вываливающиеся в интернете — это как игрушки. Настолько они агрессивно быстрые. Сама человеческая жизнь стала немножко виртуальной.

О себе в мировом пространстве…

— Война существует всю историю человечества. Письмо Чайковского 1865-го, по-моему, года. Где он пишет о том, что какое-то странное время. Что мы живем как на вулкане. Все понимают, что должны быть изменения в мире. И дальше приводит, что насколько нас, например, ненавидит Англия. Это такая примета человечества. Потому что шарик круглый, а это было застроено с самого начала. Сколько мы ближайшую историю, когда стали писать, начало XIX века, стали последовательно изучать погоду. Она вся повторяется. И тут должен быть только личностный вывод. Я свою жизнь давно всю персонифицировал. Мне стало намного легче жить. Всю! Если вы меня будете спрашивать про политику, я ничего в ней не понимаю. Я и знать не хочу.

О роли России в мире

— Я с 2009 года по 2015 у меня порядка десяти и не последних фильмов в Европе. Фильм, концерт, я Папу Римского сыграл. На секундочку. И работал с такими затейниками как Фредерик Бекбедер. С режиссерами и личностями первого эшелона европейского. В 2015 году снимали фильм. Режиссер политических памфлетов Берто Андо под названием «Исповедь». Политический памфлет о G8, которая ждет директора МВФ и у них есть некий план, что какие-то две-три страны они сейчас замочат, чтобы вот эти страны были на плаву. Я играл некий прообраз то ли Лаврова, то ли Силуанова. Большого министра, ответственного за страну. И мои коллеги, актеры первой величины — Кони Нилсон. От каждой страны был специально взят значимый артист для страны. Они говорят — «Так сейчас G7». На что режиссер сказал — «Ерунда, все-равно будет когда-то G8, может, G6, да, какая хрен разница. Без русских все-равно никуда». Есть политика, которая пакость, есть СМИ, которые работают или с теми или с теми, а есть сообщество, которому абсолютно фиолетово и СМИ и политика. Это я отвечаю. Персонифицируйте жизнь, друзья. Все будет гораздо легче.

О «гробах с москалями» на Днепре

В декабре 2018 года Алексей Гуськов в одном из интервью на вопрос о войне на Украине и о том, почему так сложилось между нашими народами, рассказал историю из детства. Отец актера был военным, поэтому в 60-е годы XX века семья оказалась в Киеве. Соседями Гуськовых оказалась семья с Западной Украины. Они дружили, помогали друг другу с детьми, но глава семейства в разговоре с мамой актера рассуждал, что «сидит он на берегу Днепра, а мимо него гробы с москалями плывут». На вопрос женщины, что есть же и хорошие «москали», мужчина ответил, что «хорошие москали в хороших гробах плывут». Это заявление буквально взорвало украинские СМИ.

— Это же была маленькая фраза из огромного интервью. Это было лишь полчаса таких каких-то отбросов от моих легких апартов. Они составляют полчаса. Так как это настолько для мня вторично и малоинтересно. При условии, что могила отца в Киеве. При условии того, что огромное количество друзей в Киеве. При условии того, что я просто по этому городу скучаю, потому что я первый раз там поцеловался. Я закончил школу. Там много чего связано с моей жизнью. И я сказал правду.

Солженицын же написал. Первый очаг, который случится, он будет на Украине. Потому что Украина, то из чего она себя представляла, как таковая на конец распада СССР. Это некая была придуманная история, когда присоединили западную Украину. Я был и в Ужгороде, и в Мукачево. Люди там просто не понимают по-русски. Но это я был в те года. Там говорили на венгерском, румынском. На каком-то шут его знает на каком языке. Польском… Это придуманная часть присоединенная. И дальше в «мозгах ничем не твердых» — есть некие москали, внешние враги. Но, наверное, в период СССР и огромной этой империи и обиженных, и раскулаченных было много…. Это все происходило. И вот оно, когда бабахнуло, оно и бабахнуло. Мы имеем то, что мы имеем.

О резких высказываниях актрисы Ады Роговцевой в адрес России

— Мы с ней работали на сцене. Я помню ее еще в театре Леси Украинки, а это театр русской драмы, как замечательную актрису. Вообще высказывания актеров надо выбросить в помойку. Потому что мы не политики. Я всегда говорю — верьте сами себе и делайте выводы свои. Она имеет право на свою точку зрения. И я уверен, что это выхвачено из каких-то настроений. Мы же истерические психопаты. Я в данном случае защищать буду. Для меня все это пространство, искусство — едино. И если мы увидимся, то мы будем целоваться с ней очень тепло и будем вспоминать только хорошее. Это вообще свойство человеческой памяти.

О продажной политике

— Политика — это пакость. Извините, но я отвечу так. Если император, государь отвечал за страну перед своими детьми, в этом и был институт, то президент отвечает, не знаю перед кем. Я не персонифицирую. Я говорю про модели. Отвечать перед детьми за то, что ты оставишь. Это одна тема. Отвечать за какие-то такие понятия — граждане, общество, что-то там еще — это несколько иные понятия. В меру болтливости человека — он будет более или менее убедительный. Политика превратилась в бизнес. И пакость ее состоит в одном — заставлять человека быть за или против. Если ты посередине, то она не оставляет возможности персонификации жизни. Как ты не с нами? Ну, так. Так значит ты с ними? И не с ними? Этого не может быть! Так есть. У меня трое детей, две внучки, мама пенсионер, много друзей и так далее. У меня много ответственностей своих. Вот это моя страна. Вот это моя Родина.

Зачем нужны байопики

— Байопики нужны. Не секрет, что американский кинематограф сделал легенду всей американской нации. Для интереса заберитесь в фильмы 1946-47 года. Посмотрите на лица американских актеров, которые играют русских. А потом была доктрина Трумена и чем уродливей артист, тем больше у него шансов сыграть русского. Я получаю бесконечное количество предложений играть парней разных… До смешного доходит. Я говорю, послушайте, он же Гогоберидзе. Они говорят, какая разница. Он грузин. Да? Да. Ну, главное, что не китаец. Почему ты не хочешь взять? Я говорю, это разные вещи. А на каком он языке говорит? На македонском. Я говорю, русский и македонский — это земля и небо. Я вам серьезно говорю… Это настолько не важно. Потому что это интертеймент. «Движение вверх», «Легенда 17». «Т-34» сейчас по всей стране на Новый год проехал. Все равно обществу нужно то, чем гордиться. Есть нации, которые живут прошлым, есть нации, которые живут будущим. Вот, мы нация, которая живет прошлым.

Убьет ли интернет телевидение и кино

— Интернет скоро убьет и кино и все остальное. И вас тоже. Вы посмотрите, что идет по телевизионным каналам. Как новости, может, но формат все равно поменяется. Во многих семьях попросту телевизоров нет. А зачем? Я сейчас нажму (кнопку на телефоне — прим. ред.) и все узнаю, и гораздо быстрее. Если у меня чуть-чуть есть здесь, я отберу, что такое черное, что такое белое. Исходя из персонифицирования жизни. У Чехова написано, что дело не в оптимизме и пессимизме, а потому что у 99 из 100 нет ума.

— Андрей Макаревич, говоря о том, что 80 процентов населения земли — идиоты, прав?

— Ну, так это Чехов сказал. У Чехова больше — 99. Это ведь не обида. Нет. Я этот вывод для себя сделал, уже 15 раз повторяю, о собственном мнении. Нельзя быть доверчивыми до такой степени. Ну, нельзя быть баранами. А тогда, какая мол формула, смиряться, если меня спросят или что нет… Любая война она бессмысленна, любая революция, которую мы проходили, почитайте со времен французской революции. Это реки крови. Это брат на брата. Что только не делал Мейерхольд. И в кожанке ходил и маузер носил. Но Станиславский остался неким придворным избранным направлением этой власти. А Мейерхольда хлопнули в затылок на Лубянке. Война или борьба, или даже сопротивление ни к чему не приведут. Сопротивление — это бесполезная трата своей уникальной единственной быстронесущейся жизни в пар, воздух я не знаю во что, а смысл состоит в одном — это называется не сдаваться. Не сдавать свои позиции. Вырабатывать для себя — что такое хорошо, что такое плохо. Вот это и есть мир. Одна из первых моих так интуитивно сделанных продюсерских картин «Мусорщик». Там есть кристальная мысль — «Мусор на земле надо убирать с себя». Тогда хотя бы этот стол будет не заплеванный.

О моде на хайп и хамство

— Пройдет. Как прошел гламур в этой стране. Все же были женщины мелированные. Это был такой период. Юра Шевчук сказал: «Надо же перелицованные *** с именами восточно-европейских овчарок. Что же это за мода. Как дочек воспитывать». Но мода, прошло. Все в порядке. Пройдет, пройдет. А хайп, да. Возвращаясь к нашему делу — этически не совершенная задумка или произведение не может быть эстетически совершенно. Это я железно знаю. Если ты сидишь посередине и чуть-чуть занимаешься хайпом, self-PR (самопиар — перевод с аглийского), не наше слово. То абсолютно точно на некоем уровне. Это все считается. Это будет несовершенно.

О легендарном фильме «Граница. Таежный роман»

— Там были такие комментарии: «А вы выключите звук и посмотрите на этого человека без звука. Это же просто критин! Посмотрите какая у него мимика. Это же ужас просто! Это больной человек на голову!» Все очень персонально.

— Но Никита Голощекин (герой картины «Граница. Таежный роман» — прим.ред.) просто сильно любил?

— Это вообще тема моя в творчестве. По-разному ее воспринимают.

Образ мужчины, влюбленного до сумасшествия, не раз встречается в творчестве Алексея Гуськова. В 2016 году на телевидении вышел сериал «Тонкий лед», в котором Гуськов сыграл строительного магната с авторитарным стилем мышления, который также, как и Никита Голощекин, не может просто так отдать свою семью и свою жену другому человеку.

Как жить в гармонии?

— Бежать, бежать, бежать, бежать. На свою полянку. В свой лес. Бежать, конечно. Чего сохранять. Ничего не сохранять. Бежать. Понять абсолютно невозможно все, что происходит вокруг. Да и не нужно. Жить в то время, которое тебе дано. Другого не будет. И я не хочу, чем дальше, тем больше… Вот, надо ставить точки. Раз и все и забыть. Как это ни печально. Количество потерь невероятное. У Самойлова замечательно написано: «Упущенных побед немало, одержанных побед немного, но, если можно бы сначала жизнь эту вымолить у Бога. Хотелось бы, чтоб было снова упущенных побед немало, одержанных побед немного». Тогда они дороже ценятся.

Беседовала Светлана Шевченко