Каковы гарантии? — В Москву на выставку отправляются полотна Репина

12 фев, 0:44 142

Фото, видео: Пятый канал, Известия/ Михаил_Терещенко

Выявленные нарушения в правилах хранения экспонатов в Третьяковской галерее вызывают опасения, но организаторы заверяют — все будет на высоком уровне.

В Третьяковской галерее грубо нарушались правила хранения музейных экспонатов. К таким выводам пришла комиссия Минкульта, которая провела тщательное расследование после хищения полотна Куинджи прямо из зала всего пару недель назад. Начальника службы безопасности уволили, и сегодня директору Третьяковки — Зельфире Трегуловой — объявили выговор.

И вот сейчас очередной шедевр отправляется из Петербурга в Москву. Вернется ли картина Репина. боятся в Русском музее. К юбилею художника полсотни его работ отправляют в Третьяковскую галерею. В том числе огромное полотно — «Торжественное заседание Госсовета», которое занимает целый зал… Какие гарантии сохранности? Ведь, например, покинуть родное выставочное пространство на полгода готовится самая монументальная картина русской живописи начала прошлого века — «Торжественное заседание Госсовета».

За всю историю картина не покидала русского музея. Лишь в две тысячи втором она выставлялись в георгиевском зале Кремля, тогда для ее транспортировки использовали специальный вагон, в котором поддерживалась необходимая температура.

С соблюдением всех условий — повезут в Третьяковку картину и в этот раз. Но прежде — ее аккуратно снимают с креплений на стене, затем — с помощью тросов очень медленно опускают — на пол. Даже слетающая с пятисот килограммовой рамы пыль будто лишний раз подчеркивает — особую историческую ценность картины. В Москву «Госсовет» отправится без позолоченной рамы — это отдельное произведение искусства, которое просто не переживет такого путешествия.

— Картина будет намотана на вал, в соответствии со всеми требованиями, вал специально подобран большого диаметра, который у нас для больше мерных картин использовался, — поясняет художник-рестаратор масляной живописи Антон Макаров.

Организаторы московской выставки — ручаются за сохранность шедевра. На сайте госзакупок — мы нашли этот тендер на страхование картин Ильи Репина. Третьяковка заплатит за это полтора миллиона рублей. Но на какую сумму — будет застрахован «Госсовет» и другие картины? Это, конечно, тайна.

Особой нервозности добавляет тот факт, что в последнее время — культурные ценности в московском художественном музее привлекают отнюдь не ценителей искусства. После похищения картины — Архипа Куинджи «Ай-Петри», в Третьяковке, конечно, усилили меры безопасности, но кажется, никто в Петербурге не будет спать спокойно, пока картина не вернется домой.

— Что касается вопросов сохранности — они очень волнуют любой музей, потому что мы несем с Владимиром Санычем личную ответственность за сохранность предметов, которые передаются на выставки, — заявляет замгенерального директора Государственного Русского музея Ольга Бабина.

За свою работу в 1903 году Илья Репин получил 40 тысяч рублей золотом. Что-то около 60-ти миллионов рублей в пересчете на наши деньги. Кажется, гигантская сумма. Но и усилия художника были титаническими. На картине, по сути, вся политическая элита начала двадцатого века. 81 персона, включая государя-императора. Разметить всех, не нарушая законы перспективы, удалось только на холсте четыре на восемь метров.

— Когда Репин стал работать над картиной, ему стало ясно, что первоначально заданный размер холста не подходит для реализации планов, и поэтому по просьбе самого автора, это бывает очень редко, размер холста увеличивается вдвое, — рассказывает об истории произведения ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Криводенченков.

В момент написания картины у Репина отказывает права рука. Мастер берет в помощники своих учеников Бориса Кустодиева и Ивана Куликова, творят они вместе. Но прежде — долгая подготовка.

В Русском музее хранятся некоторые из портретных этюдов — сановников, которые изображены на картине. Некоторые позировали по несколько раз, даже те, кто вошел в историю только лысиной или затылком.

— Очень переживали и были недовольны те, кто сидит затылком — особенно если с растительностью не очень хорошо, в общем, были интриги и ссоры, но это была труднейшая работа композиционная, — рассказывает директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

Торжественное заседание госсовета пробудет в Москве до начала осени. Впрочем, и в Русский музей из столицы прибудут полотна Репина. Ведь в этом году вся страна отметит 175 лет со дня рождения «Самсона русской живописи».



Новости Lentainform

‡агрузка...