Репортаж: Политические игры на Украине под звон церковных колоколов

364 0

Фото, видео: Пятый канал

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Украинские власти готовятся к долгожданной автокефалии. Порошенко накануне выборов пытается реанимировать свой рейтинг, а на церковный раскол ему наплевать, как и на собственный народ.

Решено: за томосом поедет Епифаний — 39-летний Сергей Думенко. Молодой и послушный раскольник — в отличие от Филарета-Денисенко. О создании новой церковной структуры Петр Порошенко объявил лично. И сам собрался в Стамбул.

— Украина уже теперь не будет пить, говоря словами Тараса Шевченко, из московской чаши московской отравы, — заявил президент Украины Петр Порошенко.

Звон колоколов сопровождал слова украинского президента, как предупреждение. Уж лучше бы он вспомнил, что было на Украине ровно 100 лет назад.

— 1 января 1919 года петлюровская директория издала указ тоже об образовании автокефальной церкви, понятно, что это было чисто политическое объединение, как только конъюнктура изменилась, то эта церковь тоже сгинула, — напоминает историк, политолог, публицист Александр Каревин.

Под выдуманными предлогами о провокациях, так называемый объединительный собор, засекретили. И даже пустили слух, что приедет сам Варфоломей. Но слух оказался уткой, только «галльский петушок» приехал в Киев. Такое прозвище греческий епископ Эммануил получил за активное лобби прав гомосексуалистов.

На этой неделе экзархи Константинополя впервые возглавили службу — будто пометили территорию — в Андреевской церкви Киева. Собрали в основном прессу. С 15 декабря и вовсе все перевернется с ног на голову. Хамское письмо из Константинополя, которое еще в октябре пришло от Варфоломея — это неприкрытые шантаж и угрозы.

— Церковь — это тело Христово, церковь — это живой организм, и бумагами или какими-то решениями нескольких человек, где-то в Стамбуле, ее нельзя изменить, — говорит протоиерей, заместитель главы Отдела внешних связей УПЦ Николай Данилевич.

Приглашения на так называемый Объединительный собор полсотни архиереев УПЦ оставили без ответа, и эти письма вернулись обратно в Стамбул. Такой молчаливый протест громче любых заявлений. Нет подходящих слов для отказа от абсурдного предложения от мнимой свободы.

— Безумие совершенное за две тысячи лет православия! Более того, константинопольский патриарх и не хочет давать независимость — он хочет подчинить себе церкви и приходы, находящиеся на Украине, — отмечает философ Виктор Аксючиц.

Эксперты пришли к поразительному выводу: технологиям раскола, которые сейчас применяются на Украине, около 100 лет.

— Исторически корни «фанаревской экспансии» восходят к политике Константинопольского патриарха Милети Митоксакиса, который служил в 20-е годы, и который разработал целую идеологию, утверждающую, что якобы весь мир фактически является канонической территорией Константинопольского патриархата, — рассказывает православный философ Аркадий Малер.

Православная церковь Чешских земель и Словакии — одна из наглядных жертв этих амбиций. Она стала самостоятельной в 1951 году еще как чехословацкая. Фанар признал автокефалию только в 1998-м.

— Мы думали, что это будет признание уже имеющегося томоса, но дождались таких документов, из которых исходило, что мы получаем небольшую автономию, — поясняет член епархиального совета Пражской православной епархии, доктор теологии Якуб Иржи Юкл.

Жизнь Елены Ивановны — это история одного чешского прихода. Почти 80 лет она служит и работает в церкви. Удивительная судьба уроженки Праги. Она побывала в Киево-Печерской Лавре еще во времена СССР, и по привычке называет ее русской. Но вся жизнь прихожанки неразрывно связана все-таки с местной историей.

— Во что мы влипли, будет видно, дай Бог, чтобы мы из этого как-нибудь выбрались, — сетует прихожанка Елена Мусатова.

Обычно прихожане далеки от церковных интриг, но их голос должен быть услышан. Вместе с православной церковью Чехии и Словакии они прошли сквозь гонения и беды.

— Извините, мы же тоже и образование получали, и ответственность несем за свою церковь, чтобы просто вот так вот становиться придатком какой-то другой церкви, — говорит представитель Православной церкви Чешских земель и Словакии Отец Серафим.

Чешские теологи говорят: наша автокефалия — это всего лишь иллюзия. Не прошло и 15 лет после Константинопольского томоса, а из Турции приехали двое экзархов, в церковных рядах началась смута.

— На Украине сейчас повторяется то, что было два—три года назад в Чехии, в православной церкви Чешской республики и Словакии. Это использование спорных моментов и кризисных ситуаций для укрепления своего влияния, — рассказывает член епархиального совета Пражской Православной Епархии, доктор теологии Якуб Иржи Юкл.

Украинскому президенту очень хочется верить, что он играет главную роль. Но эксперты не сомневаются, свою игру ведет Константинополь.

— Это начало разрушения всего мирового православия. Я уверен в том, что он будет отбирать автокефалию у тех церквей, которым он уже дал. Он будет грозиться тем, что не признает существующие автокефалии других церквей, и он, конечно же, будет продолжать раскалывать русскую церковь, — считает православный философ Аркадий Малер.

У людей от Бога на все один ответ — молитва, даже если она звучит у стен СБУ Украины. Священнослужители канонической УПЦ Ровненской области получили повестки: 12 человек вызвали на допрос якобы за разжигание розни и госизмену.

— Все эти обвинения притянуты за уши. Мы будет стоять за правду и защитим наших священников, — комментирует произошедшее епископ Русской Православной церкви, викарий Туркестанской епархии Епископ Пимен.

Дальнейшая их судьба — неизвестна. Особенно после 6 января. В канун Рождества новая, так называемая церковь Украины, получит из Фанара три листа своей автокефалии.

Ранее Пятый канал сообщал, что Русская православная церковь предложила упраздняемым русским приходам Константинополя в Западной Европе перейти под юрисдикцию Московского патриархата.