Моцарт киномузыки: 90 лет Эннио Морриконе

10.11.2018, 20:05 609

Фото, видео : Пятый канал, © РИА Новости /Владимир Вяткин

В честь дня рождения великого композитора «Пятый канал» вспоминает основные вехи его творческого пути.

В начале славных дел.

Эннио родился в семье джазового музыканта Марио Морриконе и домозозяйки Либеры Ридольфи. С девятилетнего возраста проходил обучение в консерватории Святой Цецилии в Риме, закончив ее спустя 11 лет с тремя дипломами. Уже в 16 лет играл в том же ансамбле, где прежде выступал его отец — группа выступала в ночных клубах столицы Италии. Вскоре, совмещая работу с учебой, начинает сочинять музыкальные произведения для театральных постановок, радио и телевидения.

23 августа 1961 году на экраны Италии вышла комедия Лучано Сальче «Фашистский вожак», в котором Эннио Морриконе впервые был указан как композитор. Многие из фильмов, над которыми работал будущий лауреат премии «Оскар» в начале своей карьеры, благополучно забыты — это были предназначенные сугубо для внутреннего проката самобытные комедийные ленты, крайне популярные в итальянских кинотеатрах. Из списка посредственных картин выделяется только драма «Перед революцией» (1964) Бернардо Бертолуччи. Настоящим прорывом стали плоды сотрудничества с бывшим одноклассником Морриконе, режиссером Серджио Леоне.

1964–1969 гг.

Ничто не предвещало той революции, которую совершил в своем жанре фильм «За пригоршню долларов». Снятая в Испании за скромную сумму (200 тыс. $) картина сделала звездами мирового кинематографа и ее режиссера, и молодого Клинта Иствуда. Итальянский постановщик смог вдохнуть новую жизнь в угасающий жанр вестерна, успех которого у зрителей неуклонно падал с конца 50-х годов. Показаный с иронией и без лишнего пиетета мир Дикого Запада со всей его жестокостью и беззаконием, стал первым серьезным шагом в сторону полной ревизии вестерна на его исторической родине — вскоре режиссеры независимого Голливуда Сэм Пекинпа, Артур Пенн, Ральф Нельсон и Роберт Олтмен пойдут по стопам Леоне и окончательно расправятся с мифом о «благородных переселенцах».

Такой же революцией в музыке стал саундтрек к «Пригоршне долларов» за авторством Морриконе. В отличие от каноничных для вестернов того времени вокальных патрий композитор использовал необычные инструменты — электрогитары, колокольчики и флейту пана. Огромный успех фильма во многом обязан оригинальному подходу Морриконе к его музыкальному сопровождению. Творческий дуэт двух бывших одноклассников продлится вплоть до смерти Леоне, случившейся незадолго до начала съемок «900 дней» по мотивам одноименного блокбастера Гаррисона Солсбери. Следующей совместной работой Морриконе и Леоне после «Пригоршни долларов» стали еще более успешные «На несколько долларов больше», «Хороший, Плохой, Злой» и «Однажды на Диком Западе». Эти фильмы стали эталоном так называемых «спагетти-вестернов», снятых в Европе итальянскими и испанскими режиссерами.

На волне успеха «долларовой трилогии» Морриконе продолжает все 60-е плодотворно работать не только в жанровом кино, но и в авторском. Музыка композитора украшает такие шедевры, снятые в этот период, как «Битва за Алжир» (1966) Джилло Понтекорво, «Кулаки в кармане» (1965) Марко Беллоккьо, «Теорему» (1969) Пьера Паоло Пазолини и многие другие ленты.

1970 — 1979-е гг.

Начало этого периода характеризуется как самый экспериментальный период в карьере композитора. С 1971 года Морриконе был участником авангардного джаз-бэнда «Gruppo di Improvizzaione Nuova Consonanza», которым были записаны одни из его самых новаторских саундтреков. После того, как стала угасать коммерческая прибыльность вестернов в Италии, фаворитами кинопрокаты стали изысканно снятые триллеры с элементами фильма ужасов, так называемые джалло. Сенсацией итальянского проката 1970 года стала «Птица с хрустальным оперением» Дарио Ардженто, которую посмотрели 3,67 млн. зрителей. В своем саундтреке к этому фильму Морриконе совмещает как экспериментальные, так и традиционные приемы с импровизацией, добиваясь гармоничного соответствия музыки происходящему на экране.

В 70-е Морриконе достигает колоссальной продуктивности, выпуская до 20 альбомов киномузыки в год. Композитор активно работает за рубежом, сотрудничая с известными французскими режиссерами (Анри Вёрней, Эдуар Молинаро) и американскими (Дон Сигел, Теренс Малик, Джон Бурмен).

1980-1989-е гг.

Парадоксально, но даже после нескольких десятков лет сотрудничества с режиссерами Голливуда, Морриконе так и не выучил английского языка и никогда не покидал Рима, сочиняя музыку. Это не мешало ему стать в 80-е годы одним из самых востребованных на Фабрике грез композитором. С 1979 года он был пятикратно номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный саундтрек, но вплоть до 2016 года этой наградой маэстро обходили. Особенно вопиющим было игнорирование членами Американской киноакадемии одной из лучших работ Морриконе, музыки к «Миссии» (1986) Ролана Жоффре, композиции из которых до сих пор включены практически в каждый концерт композитора.

Как и в родной Италии, Морриконе находится вне всяких рамок жанра: он с одинаковой продуктивностью работает как с мастерами уровня Романа Полански и Брайана де Пальмы, так и с ремесленниками вроде Ричарда Флайшера. В этот период создается его эпохальный саундтрек к «Однажды в Америке» Серджио Леоне, главная тема из которого мгновенно после выхода фильма на экран стала шлягером. Следующим грандиозным совместным проектом творческого дуэта должен был стать упомянутая выше экранизация «900 дней» снятая в копродукции с СССР. Скоропостижная смерть режиссера поставила крест на этих планах — ни Алексей Герман, которому предлагали осуществить постановку, ни Джузеппе Торнаторе, которому завещал свой фильм сам Леоне, не смогли взвалить на себя груз этой неподъемной задачи.

1990 — 2000-е гг.

К началу 1990 года Морриконе уже был автором нескольких сотен саундтреков, продолжая пользоваться неизменным успехом у ведущих режиссеров всего мира. Несмотря на это, Американская киноакадемия по-прежднему обходила Морриконе главной голливудской кинонаградой. Справедливость восторжествовала в 2007 году, когда композитор стал лауреатом «Оскара» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Символичным было то, что награду ему вручал Клинт Иствуд, прославившийся в ранних фильмах Серджио Леоне.

Ярым поклонником Эннио Морриконе всегда был культовый американский режиссер Квентин Тарантино. Звезда независимого кинематографа мечтал поработать со своим кумиром еще со времен «Криминального чтива», но у заслуженного композитора не находилось времени или желания. Несмотря на то, что Морриконе неоднократно негативно высказывался о манере Тарантино использовать его музыку в своих фильмах, они договорились о полноценном сотрудничестве на «Омерзительной восьмерке» (2015). Итогом стал первый в карьере композитора «Оскар» за оригинальную музыку, которая включена в репертуар выступлений в рамках мирового тура, посвященного 60-летию композиторской деятельности Морриконе.

По просьбе автора статьи, своими воспоминаниями о Морриконе поделился с «Пятым каналом» знаменитый итальянский сценарист Эрнесто Гастальди («Однажды в Америке», «Странный порок госпожи Уорд», «Плеть и тело»):

— Я знаком с Эннио с тех пор, когда он работал над «Пригоршней долларов» под псевдонимом «Дэн Савио». Он также написал музыку к первому из фильмов по моему сценарию. Мне, сценаристу, нечасто приходилось видеть Эннио Морриконе, так что на работе мы с ним пересеклись всего раз, на «Меня зовут никто» Тонино Валерии, продюсером которого был Серджио Леоне. Морриконе писал и для других фильмов, сценарии к которым написал я или приложил к ним руку. Мне особенно нравится его работа в «Почти человеке» Умберто Ленци. Эннио Морриконе, как известно всем, великий человек.

Ранее в интервью «Пятому каналу» Эннио Морриконе рассказал о современной музыке, работе с Серджио Леоне и Владимиром Хотиненко и миссии художника в мире.

Руслан Ахметов


Читайте также

24.12.2018
18.12.2018

Смотрите также

12.11.2018Шоубиз

Комментарии

Написать комментарий

Для того чтобы написать комментарий, вам нужно войти

Через социальные сети

Восстановить пароль

Войти


Новости СМИ2


Новости Лентаинформ

Загрузка...

Популярное в сети