Блокадники потребовали запретить комедию о голодном Ленинграде

617 0

Фото, видео: © РИА Новости / Анатолий Гаранин; Пятый канал

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Нельзя снимать комедию на фоне трагических эпизодов блокады, считают ветераны.

Внести некий элемент раскола в каноническую историю блокады Ленинграда предлагают авторы кинокартины «Праздник». Смущает сюжет — новогоднее пиршество одной семьи в голодном городе. И жанр — черная комедия. Запретить прокат уже требуют депутаты, историки, сами блокадники. Судить о картине — сложно, пока идет монтаж. В конце концов, есть драма «Список Шиндлера», а есть трагикомедия «Жизнь прекрасна», и это великие работы о Холокосте. Но уместны ли в принципе тут шутки?

— Очень тебя прошу, дядя Сережа, прогнать фашистов, — эту запись оставила житель блокадного Ленинграда.

Пронзительные слова, написанные от руки на старинных, черно-белых фотографиях. Голодный ноябрь 1942 года она помнит только по отрывочным детским воспоминаниям. Было страшно и все время хотелось есть. Родители Ирины Зимневой каждый день совершали подвиг, когда голодными шли на работу. Блокадница рассказывает, что в осажденном голодом Ленинграде так жили, а точнее выживали все.

Не все, считают создатели «Праздника». Если верить замыслу их фильма, некоторые жители города чуть ли не каждый день накрывали хлебосольный стол.

— Это то же самое, что организовать танцы на кладбище. Прийти на могилу родственников и устроить там танцы, — уверена член движения общественного движения «Бессмертный Ленинград» Ирина Зимнева.

Новогодняя комедия о «непростой семье», живущей в блокадном Ленинграде. Съестное изобилие на фоне всеобщего голода и разрухи. Режиссер Алексей Красовский рискнул представить блокаду в виде черной комедии с элементами художественного вымысла.

Сам автор называет свое кинопроизведение «черной комедией в светлых тонах» и заявляет, что сценарий основан якобы на отрывке из сохранившегося дневника инструктора отдела кадров горкома Рибковского, в котором он подробно описывает свое пребывание в стационаре. Не то что курица — каждый день давали гуся и заливное. Но никаких архивных дневников историки не нашли даже в самых потаенных уголках музеев.

Валентина Леоненко никакой «курицы» и в глаза не видела. 250 граммов черного черствого хлеба на одного взрослого человека. И это не вымысел — реальность.

— Как это можно снимать комедию, когда сотни тысяч людей погибли от голода. Это удар по моральному состоянию людей, возможно, это является частью информационной войны, которая ведется против нашей страны, — считает доктор исторических наук Михаил Мягков.

В Министерстве культуры РФ отнеслись к еще не вышедшей картине настороженно. Преждевременные выводы делать не стали. Нужно дождаться конечных титров.

— Фильм никто не видел. Мы даже не знаем, а снят ли он? Он снимается на частные деньги, когда будет снят и сдан в Минкульт — будет принято решение в законодательстве, — уточнил министр культуры РФ Владимир Мединский.

А вот Флора Зиновьева собирается подавать в суд на создателей фильма, не дожидаясь официального релиза. Когда началась блокада, ей еще и года не было. Во время жестокой осады, девочка чуть не погибла от дистрофии.

— Я подам в суд не потому, что он плохой. Есть вещи, которые нельзя трогать. Вы же не будете снимать комедию о смерти своей матери, — говорит Флора Геращенко.

900 дней ужаса и голодного кошмара словно врезались шрамом в генетическую память ныне живущих блокадников. Когда небо пронзали огни прожекторов, а из потрепанного войной репродуктора как приговор звучал голос диктора о воздушной тревоге, жителям было не до праздника — неслись прочь как можно дальше: голодные и полуживые.

Следы блокады эхом раздаются по всему Санкт-Петербургу. В отсутствии продуктов синонимом жизни в осажденном Ленинграде стала вода, которая тоже была в дефиците. Жители шли за ней к рекам и каналам. На набережной Фонтанки установлен мемориал, на котором изображена женщина; в левой руке она держит ребенка, а в правой — ведро.

Выйдет ли полный метр на широкие экраны — как выяснилось, вопрос не только этический, но и финансовый. Фильм снимали на народные деньги, но из необходимых полутора миллионов путем краудфандинга удалось собрать только 127 тысяч рублей. Зрители, как и история, ошибок не прощают, даже если произведение это всего лишь чей-то экранный вымысел.